Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Причины возникновения Ренессанса

Философия эпохи Возрождения

Термин «Ренессанс» (франц. от «Возрождение») известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени – живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения – достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV – конца XVI в.

Что же возрождается? Возрождается античность, а во многом – и связанное с ней язычество. Это совпадает с процессом значительного обмирщения (секуляризации) Церкви. Поэтому сколько-нибудь значительного сопротивления Ренессансу мы ненаходим.

В западном Возрождении принято выделять 3 периода:

1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV – сер. XV в.

2-й период (неоплатонический): сер. XV – нач. XVI в.

3-й период (натурфилософский): конец XVI – нач. XVII в.

Ренессанс – переходная эпоха: уходящая традиция Средневековья сталкивается в нем с зачатками Нового времени. В эпоху Ренессанса не строятся великие философские системы – это время экспериментирующей, пробующей разные возможности переориентации.

Новый философский склад ума следует рассматривать на фоне культурно-исторических преобразований, с точки зрения которых Ренессанс можно называть также эпохой изобретений и открытий:

1) Усовершенствование техники мореплавания (компас) привело к великим географическим открытиям (Колумб, Васко да Гама), следствием которых стала европейская экспансия и соответствующее расширение знаний о дальних странах и чужих народах.

2) Коперник создает гелиоцентрическую картину мира.

3) Изобретение Гуттенбергом книгопечатания с наборными литерами позволяет в невиданных количествах и с небывалой скоростью распространять идеи по всему миру.

4) Л. Б. Альберти открывает принцип перспективы в живописи.

5) Развитие торговли и денежной экономики, как и усовершенствование военной техники, подорвавшее позиции рыцарства, ведут к социальным преобразованиям.

Если миру Средневековья с его иерархией сословий и господством Церкви была свойственна замкнутость, теперь происходит прорыв к динамичному обществу.

Духовное движение Гуманизма, у истоков которого стояли Петрарка и Боккаччо, пылает отвращением к традиции закосневшей схоластики. Средневековое мышление кажется гуманистам увязшим в теологическом и логическом крючкотворстве, и потому они требуют возрождения человека на почве античного духа. Это движение, преимущественно развивавшееся в сфере литературы, зарождается в Италии XIV в. и затем распространяется по всей Европе. Его философски значимые представители:

– Ф. Петрарка, (К. Салутати ???), Л.Б. Альберти, Л. Валла в Италии,

– Эразм Роттердамский в Нидерландах,

– Т. Мор в Англии и

– Мишель Монтень во Франции.

В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.

Само слово "гуманизм", которым названо все это духовное течение, происходит из латинского выражения studio humanitatis ("изучение человеческой природы"), ориентированного на античное понимание humanitas. При этом studia humanitatis предполагают прежде всего всеобъемлющую духовную и художественную образованность, как она представлена в задающем образец итальянском выражении uomo universale – объемлющий человек, степень образованности которого есть одновременно и мера морального совершенства.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=274