Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Явление Ренессанса

Философия эпохи Возрождения

1. Что такое Ренессанс?

Эпоха, охватывающая в истории европейской культуры примерно XIV–XVI вв., получила название Возрождение, или Ренессанс (фр. renaissance – возрождение). Прежде всего она отличалась небывалым расцветом искусства, «возрождением» античной художественной мудрости. Эта эпоха отмечена множеством знаменательных событий и свершений, в том числе это Великие географические открытия, изобретение книгопечатания, открытие Коперником гелиоцентрической системы, развитие экономической и общественной вольности городов. Движение Реформации, образование сильных абсолютистских монархий в Испании, Франции, Англии, других странах привели к значительному ослаблению политической силы Католической церкви.

Появилась новая, светская культура, получившая название гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный). Ее идеалом стал человек, всесторонне развитая личность. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носило ярко выраженный антропоцентрический характер. Человек в нем трактовался как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Воспитание «нового человека» осознавалось как главная задача эпохи. Надежды возлагались не столько на Божью благодать, сколько на собственные силы человека, а мотивы его греховной сущности были значительно ослаблены. Правдоподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придавало воспитательным задачам эпохи убедительно-чувственную наглядность. Широко распространенный в эпоху Возрождения культ красоты воплощался прежде всего в телесных, чувственных формах, ибо телесность – это не «оковы души», а самоценное проявление индивидуальности.

Происходящие в эту эпоху процессы нашли отражение в философии, центральной проблемой которой стал человек и его духовное творчество. «Возрождение» предполагало не только овладение античной премудростью, но и самопознание и самосовершенствование человека в духе времени. Философские сочинения этой эпохи проникнуты оптимизмом, верой в безграничные возможности человека, в них доказывается право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Возникла идея прометеизма, характеризующая человека как сот-ворца мира, творческого сотрудника Бога. Все это означало признание ценности человека как творческой личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

В философии того времени соединяются пути богопознания и естественнонаучного познания. Обращение к изучению природы было обусловлено развитием производства и науки, возрастающим интересом к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитием экспериментального естествознания. Все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло сознание власти человека над природой. Открытия Коперника не только привели к замене геоцентрической теории на гелиоцентрическую, но и существенно изменили всю картину мира. В результате философия в эпоху Возрождения – это прежде всего натурфилософия, философия природы. В ее русле возникают пантеистические концепции, в которых Бог и мир сливаются, растворяются друг в друге, образуя некое живое, одухотворенное единство. В таком воззрении на бытие устранялся дуализм между Богом и миром, а ценность природы поднималась до уровня Божественной.



Падение Константинополя


Знакомство с философами древности связывают с падением Константинополя в 1453 году. Византия исчезла как политическое образование, поэтому большое количество греческих учёных, избегая порабощения, переехали в Италию. Вместе с этими учёными в Италии появились и философские тексты.

В какой степени это мнение правильно, ещё надо выяснить, потому что трудно поверить, что до эмиграции из Византии в Италию греческих учёных в Италии не знали текстов, в какой‑то степени они, всё равно, должны были узнаться, потому что из Греции в Италию всегда потихоньку переезжали учёные. Но вышеуказанная мысль доминирует.

«Италия снова превратилась на какое‑то время в великую Грецию».

Когда появились философские тексты, в Италии начался бум в изучении философских текстов, появилась Платоновская Академия (1460), которую создал один из членов семьи Медичей. Стали изучать Аристотеля. В Средние века его знали не в собственном смысле слова – его подгоняли под христианское вероучение, а тут возникли ещё 2 понимания Аристотеля: как пантеиста и как деиста. И пантеистическое, и деистическое толкование Аристотеля делали очевидным некую противоцерковную направленность самого Аристотеля; например, отрицалось бессмертие души. Это было тоже новое дело. Стоики, эпикурейцы, Пифагор – это тоже было ново.

И этими пятью школами образованные люди упивались. Было некое интеллектуальное «пиршество». Этим обусловливается новый бум увлечения греческой философией.

С этим было связано изучение языков (греческий, который в средние века был на Западе забыт). Отсюда движение гуманистов – изучение языков (греческого, еврейского). Когда изучили языки, стали читать философские тексты в оригинале, выяснилось, что старые средневековые толкования того же Аристотеля неправильны (по крайней мере спорны); отсюда и возникло сомнение: раз имеется несколько философских мнений по одному и тому же пункту, то возникает соперничество и сомнение; раз никакое из философских направлений невозможно признать за истину, то возникает философский скептицизм; итак, увлечение философами древности неизбежно повлекло за собой философский скептицизм, а скептицизм не может быть примирен с верой в Истину, что она есть одна и её надо усвоить; а вера в Истину – это пафос средних веков – что истину принесло христианство.

Об интересе к античной философии


Христианство пришло на смену античной культуре, тем самым христианство оттеснило интерес к античным философам и заменило своей метафизикой все теоретические интересы, и неестественно было возникнуть интересу к старым философам. Проблема соотношения античной философии и христианства была поставлена с самого начала и была разрешена. Мы знаем, что христианство по-разному относилось к древне-греческой философии. Некоторые относились отрицательно, другие признавали, что доля истины там есть, третьи говорили, что христианство является той философской системой, которую чаяли сами философы (Иустин Философ так рассуждал). Христианство вытеснило философию, Юстиниан закрыл все философские школы в Восточной Империи.

Но интерес возник. Исчерпывающего ответа, почему возник интерес к старым языческим философам, нет. Было много причин, но даже в своей совокупности эти причины не объясняют возобновления интереса к древней философии.



Крестовые походы делят Средние века на 2 половины. Кроме военных контактов были культурные. Соприкосновение с сарацинами, носившее поначалу враждебный характер, в культурном отношении оказалось очень плодотворным; мусульманская культура в те времена стояла на высоком уровне, в некоторых фрагментах гораздо выше, чем западно-христианская культура, поэтому контакты пошли на пользу европейцам. Всегда более высокая культура оказывает влияние на более низкую, но не наоборот. Одним из частных проявлений этого культурного влияния, особенно мавританской культуры (Испания), где военные действия происходили чуть ли не 800 лет, и в эту эпоху влияние оказалось именно культурным.

Некоторые греческие философские тексты окольным путем попали в западную Европу через мусульман, которые жили на юге Испании, например, тексты Аристотеля (метафизика, этика). Таким образом, интерес к Аристотелю был возобновлен.

Итак, расширился культурный горизонт, значит усилился интерес к философии. Пока Западная Европа жила практической жизнью с минимальными теоретическими интересами, то было достаточно тех философских запасов, которыми владела их школьная философия; с расширением культурного горизонта возобновился интерес к более серьезной философии.

Возникновение городской интеллигенции


В XV веке исчезла Византия. Культурные силы из Византии попали в Западную Европу, а это были учёные. Несмотря на то, что до крестовых походов и во время крестовых походах вражда между греками и итальянцами была чрезвычайно сильной, после того, как мусульмане захватили Византию, культурная вражда в значительной степени исчезла, и многие интеллигенты устремились именно в Италию и принесли с собой многие тексты, которые западные европейцы не имели.

Сама внутренняя западно-европейская жизнь бурно эволюционировала; уже в начале первой четверти второго тысячелетия развивалась городская жизнь, вместе с этим развивалась и городская интеллигенция, которая, в значительной степени, особенно в германских странах (в расовом отношении), стояла в оппозиции по отношению к старой церковной интеллигенции (священнослужители). Ставши в оппозицию, они стали противопоставлять церковному учению старые философские учения.

Англия в расовом отношении тоже германское государство, и тут тоже была оппозиция по отношению к романским католическим народам. К этой оппозиции добавилась ещё одна: склонность Англии к номинализму. Виклиф, мысли Виклифа потом перенял Ян Гус (один из первых церковных оппозиционеров). Константский и Базельский Соборы – тоже оппозиция. Т. е. «глухое» брожение уже было.

Эти глухие оппозиционные движения и послужили самым сильным стимулом для того, чтобы искать содержание и интеллектуальной, и духовной пищи и в другом источнике, а не только в СП и его толкованиях, что являлось монополией церковной интеллигенции. А другие мысли – только философские языческие.



В 1460 году Медичи открыли в Италии т. н. Академию Платона. Правда, итальянцы – не немцы, здесь были просто светские аристократы. Было много направлений: Аристотель, Платон, стоики, эпикурейцы – некое культурное возрождение старого античного мира. Возник и интерес к языкам, особенно к древнегреческому и древнееврейскому языкам (СП), тоже, может быть, из‑за контактов с инокультурным миром. В средние века мало кто знал греческий. Теперь сравнивают Аристотеля, который был известен в первой половине средних веков с новыми текстами Аристотеля и усматривают разницу в толковании. В XIII веке Аристотель толковался как церковный мыслитель, его хотели чуть ли не канонизовать. Новые же толкователи (XV) открыли, что у Аристотеля нет учения о бессмертии души, одного из основных моментов христианства. Это учение, правда, считалось тогда этически полезным: если нет бессмертия души, тогда быть нравственным считалось большей доблестью (оно уже ценно само по себе), чем в случае с признанием бессмертия души; этим оправдывался Аристотель. Но главное, что уже новое толкование не в пользу старого.

Вульгата – перевод Библии на латинский (IV). Когда стали сравниваться исходные тексты, усмотрели, что Вульгата не такая правильная, какая представлялась. Возникло подозрение, не является ли Библия фальсифицированной, стали искать новых переводов (одна из причин возникновения реформации), думали, что церковные документы, которые считаются Священным Преданием, стимулируют затемнение исконно чистой истины, сознательным сокрытием истины, которая находится в СП. Эта мысль постепенно выросла в убеждение, что источником истинной религиозности является исключительно Библия, а церковное толкование нужно выбросить, потому что за столетия накопилось много искажений в Священном Предании, и истина затемнилась; теперь нужно её очистить.

В качестве одного из вероучительных источников реформации была средневековая мистика. Оригинальная немецкая мистика – один момент, а с другой стороны, – мистические элементы, которые попали к западно-европейцам через неоплатонизм. Мистика же всегда по своей природе является оппонирующим моментом к стандартному рациональному церковному учительству (см. выше), потому что человек через это может войти в контакт с Богом самолично, что делает ненужным внешнее Откровение, а на признании исторического Откровения базируется всё церковное вероучение: Христос открыл людям истину в определенное время один раз; а мистики говорят, что есть внутреннее откровение, которое даёт полноту религиозного знания.

Правда, эти реформаторы шли не совсем в одном русле с философами. Философы шли в направлении отрицания церковности и возобновления древней образованности. Реформаторы были в оппозиции к официальной церковности, но церковности вообще не отрицали: они говорили, что церковь изолгалась, надо её очистить, и в очищенном виде признавать. Сам Лютер даже отвергал внецерковную мудрость и свободу воли.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=275