Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Милетская школа философии

Первая античная философская школа возникла на рубеже VII — VI вв. до н. э. в Ионии (малоазиатской части Эллады), в г. Милете.

В ней появляются первые философские понятия, еще не полностью выделившиеся из сферы образного мышления: понятие вещества (будущая категория материи) и связанное с ним понятие пространства, понятие становления (еще отождествлявшееся с образом-представлением реки, потока), времени (происшедшее из мифологического образа бога Кроноса), причины и цели, отражавшие практическую, производственную деятельность человека, качества (свойства), неотделимое от чувственного восприятия обрабатываемых материалов, понятие количества, отражавшее успехи аналитической мысли, понятие меры как первоначальная натурфилософская догадка о законе и понятие борьбы противоположностей, основанное на непосредственных наблюдениях социальной борьбы, предвосхищавшее будущую категорию противоречия. В дальнейшей истории древнегреческой философии все эти категории углубляются, обогащаются, появляются и новые.

Милетские философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — предприняли первую попытку заменить мифологическое миропонимание рациональным, причинным объяснением явлений материального мира. У них возникает понятие «природа» — «фисис», обозначавшее в ту эпоху не только природные явления в их становлении, но и все материальное, что «является». Высказывания милетских мыслителей о природе опираются на живое ее созерцание. Их «фисиология», как называл их рассуждения о природе Аристотель, еще не различала онтологии и гносеологии.

Понятие природа на протяжении веков меняло свое содержание. Аристотель приводит несколько распространенных в Греции толкований природы: природа — возникновение, рождение вещей; природа — то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь происходит; природа — источник движения каждой природной вещи и т. д. Аристотель дает и свое определение при роды: «...природою в первом и основном смысле является сущность — а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых» («Метафизика», IV, 4, 1015а 13 — 15; 9, стр. 82).

Природа — фисис — представлялась древнейшим греческим философам совокупностью переходящих друг в друга свойств (качеств), состояний — холодного и теплого, влажного и сухого, земли, воды, воздуха, огня и т. п. Однако они не удовлетворялись простым перечислением свойств или выделением состояний, а искали в этом течении, в этой смене явлений что-то постоянное, какой-то материальный носитель качеств. При этом материальное единство мира было чем-то само собой разумеющимся для древних «фисиологов», они его представляли себе как нечто данное в созерцании. Сама общественная практика, изменение человеком природы наталкивали на мысль, что существует материальная основа всех природных явлений. Мыслители древнего мира определяли эту основу как воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), землю (Ксенофан) и т. д.



Рассмотрение общественных и природных явлений в их изменении и движении приводило на этом этапе развития философской мысли к пониманию их как неких качеств. Формирование понятия вещества, материи (hyle) было одновременно процессом образования понятия качества.

Аристотель, произведения которого — весьма надежный источник наших знаний о древнейшей философии греков, в своей «Метафизике» следующим образом освещает процесс формирования понятий природы, свойства (качества) в воззрениях философов Милетской школы: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Таким же образом [не допускают они возникновения и погибели] и для всего остального; ибо должно быть некоторое природное естество — или одно, или больше, чем одно, откуда возникает все остальное, причем само это естество остается в сохранности. Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде)» («Метафизика», I, 3, 983 а 24 — b 22; 9, стр. 23).

Из свидетельства Аристотеля явствует, что в учениях древнегреческих «фисиологов», и в первую очередь Фалеса, действительно имелась тенденция в становлении изменчивых свойств (качеств) мыслить некую пребывающую основу. Аристотель эту основу называл стихией (элементом) и началом (принципом), но Фалесом она понималась еще как нечто данное в созерцании — как вода. Впрочем, она приобрела у него и обобщенное значение: вода стала означать и начало влажности.
В представлении о воде как всеобъемлющем начале потенциально содержались позднейшие категории сущности и явления. В этой связи следует отметить, что мысль Фалеса была направлена на рассмотрение противоположностей в их единстве, что в отчетливой форме проявилось позднее, у его последователя Анаксимандра (род. ок. 610 до н. э.).

Наблюдение над непрерывной изменчивостью природных явлений приводило к догадке о том, что возникновение и уничтожение отдельных вещей суть лишь моменты во всеобщем изменении природы: возникновение и уничтожение, рождение и гибель, жизнь и смерть — одно. В древности Фалесу приписывали мысль о единстве (тождестве) жизни и смерти: «Ничем, говорил он, смерть не отличается от жизни. Почему же в таком случае ты не умираешь? — спросил его кто-то. Потому, ответил он, что совершенно безразлично (жить или умереть)» (16, ч. 1, стр. 13).



Проблема единства (тождества) противоположных свойств стала предметом специального внимания ученика Фалеса Анаксимандра. Подобно Фалесу Анаксимандр в основном придерживался качественного понимания «фисиса», однако его учение сложнее и глубже.


Главным в натурфилософии Анаксимандра было его учение об алейроне (apeiron) — беспредельном. Понятие апейрона отличается более абстрактным, менее воззрительным характером, чем первоначало Фалеса. По свидетельству Диогена Лаэртского, «он говорил, что начало и элемент (стихия) есть беспредельное, не определяя его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» (16, ч. 1, стр. 35).

Если различные состояния материи (части) переходят друг в друга, то целое, апейрон, т. е. вся материя в совокупности, не может перейти в какое-либо другое первоначало.

Понятие апейрона, беспредельного, как отрицание предела в сущности имеется уже в размышлениях Фалеса о воде, которая в древних текстах иногда характеризовалась как беспредельная по величине. Очевидно, это же значение апейрона сохраняется и у Анаксимандра, но у
него появляется и другое, не менее важное его значение-неопределенной материи, ибо apeiron у древних греков обозначал нечто неопределенное, беспредельное и по величине и по свойствам. Так что апейрон Анаксимандра можно трактовать как бескачественную материю. Однако такой вывод хотя и правилен, но недостаточен для понимания истинного смысла апейрона. Необходимо рассмотреть это понятие в свете учения Анаксимандра о противоположностях. Дело в том, что Анаксимандр не только не отказался от учения Фалеса об изменении природных явлений как о смене качественных противоположностей, а продолжил и углубил его.

Если, согласно Фалесу, в основе всеобщей смены противоположностей лежит одна из таких противоположностей (вода), то, по мысли Анаксимандра, апейрон, являясь материальной основой противоположностей, содержит их в себе: будучи единым, он выделяет и вновь поглощает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и т. д. Эта мысль так изложена в «Физике» Аристотеля: «Иные полагают, что из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности. Так говорит Анаксимандр» (16,ч.1,стр. 38).


Сохранилось также следующее, более пространное изложение взглядов Анаксимандра: «Из учивших, что (начало) — единое движущееся бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиады, преемник и ученик Фалеса, высказал (положение), что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является беспредельное, первый введя такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода и вообще ни одна из так называемых стихий (элементов), но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них. «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время»; так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно, заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-либо одну из них лежащей в основе других, но принял (в качестве субстрата) нечто от них отличное» (16, ч. 1, стр. 37).


«После него (Фалеса) Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех... Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и холодного и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли Солнце, Луна и звезды. Еще говорил он, что первоначально человек произошел от животных другого вида» (16, ч. 1, стр. 38 — 39).



Важно отметить, что представления, выражавшие догадки Анаксимандра о развитии природных явлений, порождены практической деятельностью людей. Так, милетский философ уподоблял «солнечный круг» колесу; Солнце имеет обод, наполненный огнем; сравнивал действие этого обода с кузнечными мехами, выдувающими пламя как бы из своего нутра; уподоблял Землю цилиндрической части колонны. Само представление об апейроне едва ли имело своим источником только простое созерцание небесных явлений; по-видимому, оно было связано и с производственной практикой.


Большого внимания заслуживает высказанное А. О. Маковельским мнение о том, что Анаксимандр был отдаленным предшественником диалектических идей, содержащихся в кантовско-лапласовской и дарвиновской теориях: «...весьма крупным явлением в истории мысли является космогония Анаксимандра. У него мы находим чисто естественное объяснение образования всего нашего мироздания, и таким образом его космогония является первой предшественницей Канто-Лапласовой гипотезы. В учении же о происхождении человека Анаксимандр является предшественником Дарвина. Первые животные, по его учению, возникли из воды и были покрыты чешуей. Позже некоторые из них, переселившись на землю, преобразовались соответственно новым условиям жизни. И род людей возник из другого вида животных... По преданию, Анаксимандр запрещал употреблять в пищу рыб, так как рыба есть наш прародитель») (16, ч. 1, стр. 35).

Представлению Фалеса о воде родственно представление о воздухе как первоначале, предложенное третьим милетцем — Анаксименом (ум. ок. 528 — 524 до н. э.). Учение о качественных противоположностях сохраняется и перерабатывается им. Возникновение множества вещей и возвращение их в единое первоначало Анаксимен объясняет процессом сгущения и разрежения воздуха. Характерно для него признание семи переходных состояний воздуха (первовещества): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни. Таким образом, у Анаксимена наметился количественный подход к объяснению природы (сгущение и разрежение), что вновь свидетельствует о расширяющемся опыте в практическом взаимоотношении человека и преобразуемой им природы (16, ч. 1, стр. 48 — 49).

История античной диалектики (выдержки) М., «Мысль», 1972

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=29