Интенция | Все о философии

23.03.2009 - CEPBET (Servet) Мигель (29сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена — 1553, Женева)

Испанский теолог, естествоиспы-татель, представитель антитринитаризма

Учился в универси-тетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр , он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения) Свою основную задачу Сер-вет видел в восстановлении христианства в его первоначаль-ной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т ч и главный труд "Восстановление христианства» (Chnstiamsmi Restirutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице Предвидя обвинения в возрождении древней-ших ересей Ария или Павла Самосатского (см Арианство), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе По мнению Сервета, Бог един, вечен Он — сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества — образы всех вещей и идей Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, — это единство тела и духа Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах, по явлению — в Слове и по сообщению — в Духе Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинно-му смыслу христианского учения Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, «подрывающий основы христианства», но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия и веротерпимости Он писал «Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения» (цит по Baron Fernandez) В 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестан-тских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве

Соч De Trinitatis Erroribus, libn septem Hagucnau, 1531, Dialogorum de Tnnitati libn duo Hagucnau, 1532, Treinta cart as a Calvino, Sesenta signos de Anticnsto, Apologia de Melanchton Castalia—Madrid, 1971, Restitucion del Cnstmnismo Madrid, 1980
Лит Будрин E А Мигель Сервет и его время Казань, 1878, Цвейг С Совесть против насилия Кастеллио против Каkьвина М , 1986
Baron Fernandez J Miguel Servet (Miguel Serveto) su vida у su obra Madrid, 1970, AbellanJ L Miguel Servet— Histona cntica del pensamiento espaftol, v 2, Madrid, 1992, p 305—313, SastreA Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.
M P Бургете


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=301