Интенция | Все о философии

23.03.2009 - ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца - 2 октября 1588, там же)

Итальянский философ эпохи Возрождения

Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentma) По распоряжению церковных властей академия была закрыта Телезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — «О природе вещей согласно ее собственны началам» (De rerum natura juxta ргорпа pnncipia) (первый вариант — 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах) Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса, она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва» Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в е о время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж Бруно, Ф Бэкона, Декарта) Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики, его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Соч De rеrum natura juxta ргорпа pnncipia Tcsto, traduzione e note a cura di L De Franco 3 vol Cosenza—Firenze, 1965—76, Varu di natu-rahbus rebus libclh Pnma eduione integrate Testo cntico di L De Franco Fircnze, 1981
Лит ГорфункелъА. Х Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио — В кн Итальянское Возрождение Л , 1966, Он же Философия эпохи Возрождения М , 1980, с 233—248, Firpo L Filosofia italiana e contronforma Torino, 1951, p 38—55, SaitaG II pensiero itahano neP Umanesimo e ncl Rmascimento Bologna, vol 3, 1951, p 1-77
Л С Чиколини

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=303