Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Натурфилософия

Натурфилософия

В философии Возрождения развитие натурфилософии связано с новым пониманием природы как субстанции, существующей и актуально, и потенциально, объединяющей в себе и материю, и форму. Материя телесна и является источником движения и причиной всех вещей. Мыслители эпохи Возрождения, не допуская творения природы из ничто, подчеркивают, что в природе ничто не рождается и не исчезает. Согласно Б. Телезио, в природе действуют два начала: одно из них вечно, придает вещам телесность и массу, второе — рождается и умирает, придавая вещам свойства и формы. Тепло и холод — начала движения («О природе вещей»). Согласно Ф. Патриот, материя — причина существования формы и является субстанцией. Все тела состоят из четырех начал — пространства, света, тепла и потока («Новая философия Вселенной»). Творение мира из ничего он заменяет эманацией, потоком. Дж. Бруно, не приемля разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творческим началом. Она — прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции (О природе, начале и едином.— В кн.: Бруно Дж. Диалоги. М., 1949, с. 267). Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале. В отличие от Бруно, Т. Кампанелла усматривает в материи пассивное начало всех вещей, которое нуждается в воздействии таких активных начал, как тепло и холод. В натурфилософии Возрождения развивается учение о стихиях, известное еще с античности. Дж. Кардано говорит о трех стихиях (земля, воздух и вода), Телезио и Кампанелла — о двух первоначалах — земле и небе, Бруно — об атомах, находящихся в непрерывном движении (монада и минимум). С новой трактовкой природы и с учением о перспективе связаны и новые представления мыслителей Возрождения о пространстве как однородном и фундаментальном для существования ве-шей. Согласно Патрици, пространство — субстанция материи и отдельных вещей. Бруно, отвергая аристотелевское представление о пространстве — месте, проводит мысль о тождестве бесконечного пространства и бесконечной Вселенной. Натурфилософия эпохи Возрождения исходила из равноправности земной и небесной материи, Земли и небесных тел, из принципа самодвижения тел. Гилозоизм, присущий натурфилософии Возрождения, предполагал трактовку движения как самодвижения, усмотрение источника движения в жизненном начале, в одушевленности, присущей всему космосу. С этим связано и обращение натурфилософии эпохи Возрождения к платонистскому учению о мировой душе, отождествляемой с природой и жизнью. Так, для Патрици душа одушевляет, оживляет и движет мир, благодаря ей мир прекрасен и становится космосом. Бруно видит в душе мира способность материи к движению и созданию форм. Любая вещь имеет в себе часть духовной субстанции, мировой души, тождественной свету. Пантеистическая натурфилософия эпохи Возрождения неразрывным образом была связана с магией и герме-тизмом. Марсилио Фичнно строит «естественную магию», Пико делла Мирандола видит в каббале способ управления миром и судьбой человека. Дж. Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» прославляет магическую религию солнечного света египтян, возрождение которой он увидел в гелиоцентрической системе Коперника. Патрици строит вариант пла-тонистско-герметической натурфилософии, согласно которой все пространство заполнено божественным светом, из него происходят два первоначала — тепло и влага. Р. Флудд предлагает свой вариант «метафизики природы», где внутримиро-вой свет сталкивается с Тьмой, из чего возникает пассивная материя — вода, отождествляемая со Святым Духом. Д. Ди в «Иерогрифической монаде» предлагает вариант магическо-каббалистической космологии в противовес гелиоцентрической космологии.

Лит.: Костычев С. П. Натурфилософия и точные науки. Пг, 1922; Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Огурцов А. П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995; Карпинская Р. С, Лисеев Т. К., Огурцов А. Л. Философия
природы: коэволюционная стратегия. М., 1995; Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1996; Dingier H. Die Grund-lagen der Naturphilosophie. В., 1910; Siege!G. Geschichte der deutschen Naturphilosophie. В., 1913; Reichenbach H. Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie. Wien, 1931; WMeheadA.N. The Concept of Nature. N.Y., 1926; BavinkB. Ergebnisse und Probleme der Naturphilosophie, Lpz., 1924; Collingwood R. D. The Idea of Nature. Oxf., 1945; Hartmann N. Philosophic der Naturphilosophie. В., 1950; MayE. Grun-driss der Naturphilosophie. В., 1949; Sense A/. Der Begriff der Natur-phiiosophie. Tub., 1953; Duhem P. Le System du Monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a Copemic, t.I— VI. P., 1954.
А. П. Огурцов


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=306