Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Бруно. Природа как «бог в вещах»

1. Новый подход
2. Особенности учения Джордано Бруно
3. Учение о самодвижущейся материи
4. Особенности пантеизма Бруно
5. Натурфилософия как экстатическое богопознание
6. Материалистическое понимание природы
7. Возможность богаче актуальности
8. Бесчисленные миры

Новый подход


Снимая, далее, границу между Творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

В учении Бруно о бесконечной Вселенной выявлено подлинное мировоззренческое значение открытого Коперником гелиоцентризма. Бесконечность Вселенной у Д. Бруно означает: 1) отсутствие во Вселенной фиксированного центра, 2) физическую однородность Вселенной (все небесные тела состоят из одних и тех же элементов, имеют один и тот же вид движения, одну и ту же форму, 3) признание самодвижения Вселенной, 4) признание возможности существования различных форм жизни и бесчисленных миров во Вселенной.

Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции» у Бруно противоречило базовому принципу католического богословия о бесконечности как исключительном атрибуте Бога. Новая космология Джордано Бруно отрицала основное для средневековой космологии деление мира на элементарный, подлунный, тленный мир и нетленный, небесный.

Особенности учения Джордано Бруно


Согласно его пантеистическим представлениям, «природа либо есть сама Бог, либо божественная сила, скрытая в вещах». Природа познаваема, и ее познание – единственная задача философии. Теология не имеет к этому познанию никакого отношения. За свои радикальные взгляды, не согласующиеся с христианской догматикой, мыслитель преследовался Католической церковью.

Развивая космологические идеи Коперника, Бруно внес в эту теорию существенное изменение. Он не был согласен, что Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, считал он, вообще нет. Солнце является центром лишь нашей планетарной системы, оно лишь одна из бесчисленных звезд. Согласно концепции Джордано Бруно, во Вселенной существует бесконечное количество миров, населенных живыми существами, поэтому вся Вселенная – это «оживленная» бесконечная природа. Концепция гилозоизма, всеобщей одушевленности природы, была свойственна и многим другим мыслителям Ренессанса. Рассматривая природу по аналогии с животным и человеческим организмом, Бруно наделял ее «всеобщим умом» и даже «художественным интеллектом», с помощью которых достигаются порядок, целесообразность, красота и гармония.

Учение о самодвижущейся материи


Наряду с Телезио[1], Бруно представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой – самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Бруно:

1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Бруно пантеистически – как совпадение противоположностей Бога и природы;

2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего;

3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи.

По Бруно:

1) существует бесконечная Вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен;

2) вселенная находится в бесконечном движении;

3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе Субстанция – она же есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) и дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос – видимая красота божественной жизни.





Абсолют Бруно не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная субстанция Бог есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность – материя. Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего трансформируется Бруно в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое "тело"). В одухотворенном космосе Бруно нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.

Особенности пантеизма Бруно


В отличие от языческого пантеизма, растворяющего богов в космосе и в отличие от пантеизма средневекового, который, напротив, растворяет мир в Боге, пантеизм Бруно носит ренессансный, антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни – как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом – неделимое самостоятельное бытие – целое живет во всяком единичном без нарушения "суверенности" последнего. Метафизически атом есть монада: 1) одновременно отдельная вещь и "зеркало", в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется “героическим энтузиазмом”.

Натурфилософия как экстатическое богопознание


Смысл натурфилософии – экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Бруно сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате которого положительная наука начнет выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической цивилизации.

Материалистическое понимание природы


Предпосылка его этического учения – идея смертности индивидуальной души и оценка разума как «видящего зеркала», части самой природы опровергала саму суть христианской антропологии. Эти мировоззренческие открытия Д. Бруно стоили ему жизни.

Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено Церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и был сожжен на костре.

Возможность богаче актуальности


Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI–начала XVII века, как Галилей и Кавальери.

Бесчисленные миры


Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр вселенной.

В результате Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящего из земли, воды, воздуха, огня и эфира.

Джордано Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=320