Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Джордано Бруно (1548–1600) Биография

1. Начало
2. Бегство и скитания
3. Годы странствий
4. Арест
5. Казнь
6. Произведения


Начало


Будущий философ родился в 1548 году в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола (Кампанья) близ Неаполя, его настоящее имя Филиппо, а прозвище – Бруно Ноланец.

В 11 лет мальчика привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет (1563) он поступил в принадлежавший Доминиканскому ордену местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь в 1565 г. (с возрасте 17 лет) он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 г. (в возрасте 24 лет) Бруно принял священный сан.

Усиленные занятия выработали в Бруно критическое отношение к догматам Церкви и схоластике. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия (Девой Марией) он навлёк на себя подозрения в ереси. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности.

Бегство и скитания


Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в 1576 в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, но подолгу на одном месте не задерживался. И хотя Бруно всю жизнь числился доминиканцем, он не щадил «псов господних» в своих сочинениях. Например, на вопрос одного из персонажей произведения Бруно «Песнь Цирцеи», как можно распознать среди множества собачьих пород самую злую, доподлинно собачью и не менее знаменитую, чем свинья, Цирцея отвечает: «Это та самая порода варваров, которая осуждает и хватает зубами то, чего не понимает. Ты их распознаешь по тому, что эти жалкие псы, известные уже по своему внешнему виду, гнусным образом лают на всех незнакомых, хотя бы и добродетельных людей, а по отношению к знакомым проявляют мягкость, хотя бы то были самые последние и отъявленные мерзавцы».

С этих пор начинаются его скитания по Европе. Спорил он не только с католиками: уже в 1577 г. в Женеве Бруно попадает в тюрьму за резкую критику кальвинистов. По освобождении в 1579 г. он перебрался во Францию, побывав сначала в Тулузе, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «О душе» («De anima»), а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство».

Во Франции (в 1583?) на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций английский король Генрих III, и учёный был приглашён в Англию.

Годы странствий


Споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, и в 1583 г. он отправился в Лондон, где оставался в продолжение 2-х лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера и написал свои главнейшие произведения.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, а также французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера, уже через два года, в 1585 г. Бруно вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.

Он отправился сначала в Париж (1585), а затем в Марбург, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции. Вследствие этого он переехал в колыбель протестантизма Виттенберг, где в 1586-1588 годах читал лекции и при своём отъезде произнёс горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Бруно жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе, и в 1592 г. возвратился в Италию.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филофей (друг Божий) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почётом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всём я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные». Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки, почитая себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. После одного из диспутов в Оксфорде Бруно воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова».



Арест


Бруно, подобно Раймунду Луллию, был знатоком искусства памяти. Он написал ряд книг по мнемонической технике, которая по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста.

В 1591 году Бруно принял приглашение на работу по обучению искусству памяти от венецианского магната Джованни Мочениго и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. Существует версия, что Мочениго с самого начала действовал против Бруно как агент-провокатор папского престола. Так или иначе, 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал: «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своём доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это – великая нелепость; что он… не видит различия Лиц в Божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они – ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…». 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму.

Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческой натурфилософии, и в этом ключе пытался дать философскую интерпретацию открытиям Коперника. Пантеизм и антицерковная, едкая до злости писательская деятельность привели сбросившего рясу монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инквизиции.

Казнь


Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно и поэтому в 1593 г. передали его римским коллегам.

По доносу пригласившего его "для обучения" венецианца Мочениго, Бруно был арестован, после чего последовало 7-летнее заключение.

Несмотря на пытки инквизиторов, Бруно не отказался ни от одной из своих идей. На решение суда он ответил: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю» (это напоминает историю Сократа). 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был заживо сожжен на Кампо деи Фиори (“Площади цветов”) как еретик и нарушитель монашеского обета. Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно».

Освобожденная Италия (1865 год) поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на той самой площади Кампо деи Фиори (“Площади цветов”), на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни.

Произведения


Бруно был плодовитым писателем с весьма оригинальным стилем. В 1603 г. все произведения Джордано Бруно были занесены в католический Индекс запрещённых книг, в котором они фигурировали вплоть до его последнего издания в 1948 году.

Основные сочинения были им созданы в Лондоне – «О начале, причине и едином», «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), и в Германии – «О монаде, числе и фигуре», «О тройном, наименьшем и мере». Ему принадлежат также работы «О героическом энтузиазме», «О неизмеримом и неисчислимом» (1591), антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), ряд философских сонетов.

Судьба Бруно стала благоприятной почвой для разнообразных философских и литературных интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуальную парадигму европейского естествознания, а основные космологические идеи были опытно подтверждены Галилеем. Интуиция Монады как духовного "первокирпичика" бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм – у Спинозы. Определяющее влияние Бруно оказал на Шеллинга, а Шеллинг в свою очередь – на нашего Вл. Соловьева.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=323