Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Гносеология Николая Кузанского

Николай Кузанский

О познании


Весьма интересна и не совсем обычна для того времени теория познания Николая Кузанского. Человек – существо божественное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его разума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуальный элементы познания.

Понимая, с одной стороны, что истина нематериальна и познание истины не есть познание материальныx предметов, а есть познание Бога (и в конце концов познание истины есть познание того, что мы ничего не знаем), Николай, с другой стороны, утверждает, что познание конкретной, ограниченной, а не абсолютной истины возможно и начинается с процесса чувственного восприятия. Именно оно является тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия.

После чувств вступает в силу другая способность человеческого познания – воображение, которая, не выходя за пределы чувственного познания, обобщает данные, дающиеся в чувствах. Чувства и воображение – это низший уровень познания. На более высоком уровне начинает действовать рассудок, который различает и сопоставляет. Рассудок есть особая интеллектуальная деятельность, способность познания, и имеет свое собственное орудие. Рассудок не зависит от чувств, он имеет в себе идеи (или формы, говоря аристотелевским языком), которые вложены в нас при рождении Богом. Однако Кузанский не становится на позицию платоников, утверждавших, что знание в нас уже заложено до рождения. Знание появляется в нас, когда действуют органы чувств. Тем не менее разум содержит в себе в свернутом виде все эти идеи и формы, и рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые поступают от воображения. Такова рассудочная деятельность нашего познания.

Высшая ступень познавательной деятельности – интеллект, или разум, который не сопоставляет, не сравнивает, а соединяет воедино все данные. Рассудок, сопоставляя и сравнивая, действует на основании закона исключенного третьего и закона непротиворечия. Разум же действует на основании других законов – он как бы видит истину целиком, он схватывает ее во всех ее противоположностях. Это интуитивное схватывание истины [духом (о.Ил)].

Рассудок не может познать бесконечность – а разум может. Таким образом, стремясь к бесконечности (а мы помним, что бесконечность есть Бог, максимум, обнимающий собою все противоположности), разум видит все противоположности. В результате такой деятельности ум созерцает все как бы в одной точке, так что все есть одно и одно есть все. Это Николай Кузанский называет интеллектуальной интуицией.

Инаковость (aliud esse)


Мир предстает перед нами как множество конечных и разъятых на противоположности вещей. Их свойства определяются на основе различий между ними. Таким образом, в мире царствует постоянная инаковость (aliud esse).

Рассудок (ratio) в состоянии познавать вещи, сравнивая известное с неизвестным и образуя понятия на основе подобий. Но поскольку в мире все всегда лишь более или менее подобно друг другу, а совершенного мерила подобия нет, ничто не познается так, чтобы нельзя было познать его еще совершеннее.

николай пользуется в качестве аналогии многоугольником, приближающимся к кругу, по мере того как растет число углов в нем, но никогда с кругом не совпадающим.

Таким образом, стремясь к знанию, мы приходим к познанию нашего принципиального незнания. Человек учится этому незнанию благодаря своему разуму (inlellectus), ибо через это незнание он способен коснуться единства всех противоположностей в бесконечном. Значит, человек находится в состоянии ученого незнания (docta ignorantia).

Единство множественности мира заключено в Боге, бесконечном, в котором сняты все противоположности конечных вещей. Совпадение противоположностей в Боге (coincidentia oppositorum) николай пытается наглядно изобразить с помощью математического примера:

чем больше диаметр окружности, тем больше ее кривая стремится к прямой; при бесконечной длине диаметра они наконец совпадут, а их противоположность будет снята.

Другая формулировка, которой пользуется николай, гласит, что Бог одновременно есть абсолютный максимум и абсолютный минимум, ибо поскольку вне Бога ничего нет, то нет и ничего ни большего, ни меньшего, чем он; Бог есть мера всех конечных величин.

Сущность Бога не открывается рассудку, ибо для него имеет силу закон исключенного третьего; ее может коснуться разум, приближающийся к единству. о Боге всякое бытие свернуто (complicatio), в мире же оно развернуто (explicatio) во множественность.

"Ведь все, что каким-либо образом есть или может быть, свернуто в самом первоначале [Боге], и все, что сотворено или будет сотворено, будет развернуто тем, в чем оно свернуто". Все творения являются "Богом в свернутом в Боге виде, как в мире сотворенном они в развернутом виде суть мир".

Из последнего положения ясно, что николай – вовсе не пантеист, ибо в Боге и в мире вещи суть в разных модусах. В мире бесконечность стянута (contractio) во множество конечных вещей. Бог обозначается также как "possest" (возможность-бытие), «поскольку он есть все то, чем он может быть, и ничто не существует только как возможность, в то время как в мире бытие и возможность – разные вещи, так что все вещи не полностью совпадают со своими возможностями».

николай подчеркивает творческую деятельность человеческого познания. Постигая мир, человеческий ум (mens) придает ему новые очертания. Как Бог творит сущее, познавая его, так человек творит бытие как смысл.

"Ибо как Бог есть Творец действительно сущего и естественных форм, так человек есть творец мыслимо сущего и искусственных форм; таковые – не что иное как подобия его ума, как сотворенные вещи суть подобия ума божественного".

Человеческий ум есть образ ума божественного. И в нем скрыты архетипы вещей, благодаря чему и возможно познание. Но человек не знает, как вещи познаются в их богозданном бытии, он знает лишь, каковы они для познания человеческого.

Ум пересоздает мир в качестве мира познаваемого, налагая на него свою мерку. Поэтому николай выводит лат. слово "mens" (ум) из "mensurare" (мерить). Особое место принадлежит математическим (геометрическим) формам, которые могут быть познаны такими, каковы они сами по себе, поскольку их породил сам человеческий ум.

Как мир есть самооткровение Бога, так и все познанное есть самооткровение углубленного в себя ума.

Ум николай уподобляет космографу, вычерчивающему карту мира на основе данных, сообщенных путешественником (чувственным восприятием). Но в своей работе он использует собственные формы, масштабы и пропорции. Он познает мир, глядя в начерченную им по своей мере карту. Эти идеи родственны перспективистскому познанию мира в Новое время.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=325