Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Лейбниц. Предустановленная гармония

Лейбниц, Готфрид

Основное свойство монад (в свете которого становится понятной вся система Лейбница) отражено в следующем суждении из "Монадологии ": "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Это означает, что каждая монада — замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким либо побуждениям или влияниям извне. Иными словами, ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой и никакая монада не испытывает воздействия другой.

Этот вопрос является самым щекотливым пунктом монадологии, что не преминули отметить комментаторы как противоречие, ставшее источником целого ряда апорий. Все же хотелось бы напомнить, что Теория Декарта об изолированных субстанциях, тщательно разработанная в дальнейшем окказионалистами, и особенно Спинозой, укоренилась в сознании многих.

У Лейбница этот вопрос максимально усложняется по очень простой причине. После устранения дуализма res cogitans и res extensa Лейбниц не снял проблему влияния одной субстанции на другую, а невольно удвоил ее:

а) с одной стороны, введя бесконечное число монад в качестве самостоятельных силовых центров (бесчисленное множество изолированных центров), он должен был объяснить, каким образом осуществляются отношения между ними;

б) с другой стороны, определив, что тела как агрегаты простых монад управляемы монадой гегемоном (у животных гегемон — душа) он должен был еще разъяснить связь души и тела (не только человека, но и всех тел, ибо, согласно его собственной теории, в конечном счете все тела являются живыми, а значит, одушевленными).

В результате напряженных исследований Лейбниц нашел для обеих проблем одно и то же, в высшей степени остроумное решение. Оно получило название (с 1696 г.) "системы предустановленной гармонии" и стало своеобразной эмблемой системы Лейбница.

Что представляет собой "предустановленная гармония"?

Для объяснения связи и согласованности между двумя монадами вообще (представлениями двух монад) и в особенности между монадой духовной и монадой материальной существует три возможных допущения:

— допустить взаимодействие монад (неоднозначное);

— обратиться за помощью к Богу, попросив его вмешиваться во всех необходимых случаях, поскольку Он — Творец монад;

— допустить, что извлекаемое изнутри каждой из монад идеально соответствует тому, что достают из себя все остальные, создавая совершенную гармонию: все это — часть их собственной природы, задуманной Творцом.

Лейбниц использовал популярный пример двух маятниковых часов (напомним, что маятник был открытием века). По условиям, совершенная синхронность работы двух маятниковых часов могла иметь место в трех случаях:

— если построить их таким образом, чтобы первые часы воздействовали на вторые;

— поручить часовщику непрестанно приводить их в соответствие;

— предварительно сконструировать настолько совершенную пару часов, чтобы потом они всегда могли самостоятельно показать одинаковое время.



Первое решение кажется Лейбницу банальным и тривиальным, поэтому он его отвергает (равно как и современная ему философия рационализма). Второе является решением в духе окказионализма, предполагающим непрерывное чудо, а при внимательном анализе оказывается противным и Божественной мудрости, и порядку вещей. Третий путь — это выбор "предустановленной гармонии".

Вот цитата, иллюстрирующая ход размышлений Лейбница по данному вопросу: "Я объяснил согласованность между душой и телом примером синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами:

1) согласовать их таким образом, чтобы они непременно качались синхронно; 2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их движения, делая их синхронными; 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Без сомнения, последний способ — наилучший. Как можно обеспечить согласованность между душой и телом: 1) путем влияния одного из них на другое (этот способ соответствует общему мнению школ, но представляется необъяснимым); 2) посредством помощи Бога, если Он позаботится, в соответствии с положениями окказионализма, регулировать их движения, подгоняя одно к другому; состояние одного из них дало бы случай Богу вызвать у второго соответствующее впечатление — это было бы непрекращающееся чудо, несовместимое с Божественной мудростью и порядком вещей; 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы; последний способ самый прекрасный и более достойный Бога, и я назвал его «системой предустановленной гармонии»".

В одном из писем, обобщая собственное решение и формулируя его почти как аксиому, Лейбниц пишет: "Не думаю, что возможно существование системы, в которой монады воздействуют одна на другую, потому что не могу найти приемлемого способа объяснения; кроме того, следует добавить, что воздействие представляется излишним: в самом деле, зачем одна монада должна отдавать другой то, что у второй уже есть? Именно такова природа субстанции: настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, а по одному лишь элементу можно понять целое ".

Присутствие "всего во всем" (уже изложенное выше) в качестве одного из основоположений монадологической метафизики указуетна смысл учения Лейбница, скрытый за внешней парадоксальностью.

Пораженный этой парадоксальной концепцией, Пьер Бейль в своем знаменитом "Словаре" привел провокационный пример "предустановленной гармонии". Предположим, что какая то собака с удовольствием поедает пищу, испытывая при этом наслаждение, но вдруг кто-то ударяет ее палкой, и собака, естественно, от ощущения довольства переходит к чувству боли. Как это объяснить, не обращаясь к системе "окказиональных причин"?



Ответ Лейбница заключается в следующем: взаимосвязь упомянутых обстоятельств объяснима при допущении согласованности, гармонично предустановленной природой. Если всякая монада представляет вселенную с собственной точки зрения, а всякая душа представляет вселенную относительно своего собственного тела, не составит труда предположить, что собачья душа с начала до конца представила все события ее жизни, включая удар палкой (и последовавшую за ним боль в виде "мелких, т. е. неотчетливых, восприятии") , в определенный момент благодаря внутреннему развитию эти восприятия станут отчетливыми и ясными. Моменту, когда восприятия становятся отчетливыми (от удара палкой и связанной с ним боли у собаки), точно соответствует поступок человека, ударившего собаку палкой. И хотя человек, бьющий собаку, действительно существует, но ни человек, ни палка не воздействуют на душу собаки извне, так же, как в случае с синхронизированными часами: одни не влияют на другие. Собака не связывает боль с обидчиком.

Значит, предустановленная гармония гарантирует идеальное соответствие представлений разных монад, т. е. их истинность и реальность. Представляемый монадами мир не похож на частный мир снов, это объективный мир.

Монады, "не имея ни дверей, ни окон", обладают представлениями, в точности соответствующими тому, что находится по ту сторону "окон и дверей", ибо, создавая, Бог сделал всех их одновременно взаимосогласованными, причем основанием согласованности каждой из них со всеми остальными является их собственная природа. Связующей нитью субстанций выступает Бог, и именно благодаря его участию феномены одной монады согласуются с феноменами другой, а наши восприятия — объективны. Всякая душа образует целый мир, "и, с помощью Бога, он самодостаточен".

Об этой теории много писали, комментируя ее связи с религиозными аспектами (особенно протестантскими), с тематикой непередаваемости внутреннего духовного опыта человека и вопросом об одиночестве души перед Богом Вспомним теорию Плотина о душе, одинокой по отношению к Абсолюту; уже у него встречаются интересные мысли, которые могли послужить основой доктрины, развернутой Лейбницем.

Лейбниц сказал как-то, что ничего бы не изменилось, если бы существовали только душа и Бог, но высказал этот парадокс, чтобы помочь лучше понять теорию "предустановленной гармонии ", в действительности подразумевая диаметрально противоположное (так же как в случае возражений Бейлю). "Я высказался так с одним намерением (поскольку это совершенно не соответствует порядку вещей) — сделать мою мысль более понятной. Бог действительно сотворил душу, чтобы она была согласована со всем, находящимся вне ее; больше того, она должна представлять все это сообразно тем впечатлениям, которые производят вещи на ее органическое тело Если бы в теле были другие движения, кроме тех, которые обычно сопутствуют ощущениям голода и жажды, душа не имела бы этих чувств. Несомненно, если бы Бог решился разрушить все, находящееся вне души, сохранив только душу с ее аффектами и модификациями, Он сумел бы собственными средствами создать для души условия, как если бы сохранялись тела; хотя в подобном случае речь шла бы о чем-то вроде сна. Это идет вразрез с проектами Бога, пожелавшего, чтобы душа и вещи вне ее были согласованы между собой, и ясно, что подобная предустановленная гармония разрушит вышеупомянутую фикцию, оправданную с точки зрения метафизики, но не согласующуюся с фактами и их причинами".

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=350