Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Николаи Коперник: формирование ученого

Коперник

Николаи Коперник родился в Торуни (польский городок на берегу реки Вислы, немецкое название — Торн в Померании) 19 февраля 1473 г Родителями были купец и народный судья Николаи и Барбара Ваценроде Николаи имеет брата Андрея, каноника в Вармии (умер до 1518 г ), и двух сестер — Барбару (ставшую монахиней в бенедиктинском монастыре в Хелме) и К-гтерину (вышедшую замуж за купца из Торуни у неё было пятеро детей, о которых Николаи заботился до конца своей жизни) Осенью 1491 г , за год до открытия Америки, Николаи был зачислен в Ягеллонскии университет в Кракове, на факультет искусств, о чем свидетельствует запись в регистрационной книге Никотаи сын Николая из Торуни"

В Кракове он остается до середины 1495 г и занимается "под руководством Воицеха из Брудзева, Воицеха из Шамотуля, Яна из Глогува и других знаменитых представителей польской астрономической школы" (С Вардеска) В Кракове он изучает геометрию, тригонометрию, астрономические вычисления и теоретические основы астрономии Об этом свидетельствуют и книги, которые он приобрел в этот период и которые сохранились до наших дней "Начала" Евклида в венецианском издании 1482 г , "Астрология" Абенрагеля, опубликованная в 1485 г, "Альфонсинские таблицы" (таблицы движения планет, разработанные по распоряжению Альфонса Х — короля Леона и Кастилии в XIII в ), изданные в 1492 г , "Таблицы направлении и проекции" И Мюллера Региононтана в издании 1490 г Теоретические основы астрономии в Кракове, как и в других университетах Европы, преподавались двумя способа ми — в зависимости от того, велось ли преподавание естественниками, физиками космологами или математиками, астрономами, занятыми расчетами положения небесных тел и прогнозами погоды посредством наблюдении Различие между преподаванием естественников и математиков заключалось в том немаловажном факте, что естественники преданно следовали учению Аристотеля и, следовательно, системе, хотя и пересмотренной арабами, "гомоцентрических сфер", в то время как математики были преданы "Альмагесту" Птолемея, системе расчетов, также переработанной последующими астрономами, которая известна под названием "системы эксцентриков и эпициклов"

В системе гомоцентрических сфер восьмая сфера с неподвижны ми звездами повседневно вращается с востока на запад вокруг собственной оси с одинаковой скоростью, и это ее движение объясняет кажущиеся движения звезд, их подъем, их отклонения и т. д. Видимые движения Солнца и других планет, более сложные и нерегулярные, "объясняются тем, что каждое из этих небесных тел входит в систему концентрических сфер вместе со сферой неподвижных звезд, но каждое из них имеет свою ось с собственным углом наклона, собственное направление вращения и соответствующую (угловую) скорость" (Ф. Бароне).



В системе же эксцентриков и эпициклов Птолемея движения планет объясняются "с большей точностью и верностью наблюдений, когда устанавливается, что небесное тело вращается по орбите окружности (эпицикл), центр которой, в свою очередь, находится на орбите другого круга (эксцентрик), центр которого не совпадает с центром Земли" (Ф. Бароне) Конечно, между двумя системами были не только различия, но и общие точки, столь существенные, что они позволили говорить о системе Аристотеля—Птолемея Эти точки соприкосновения следующие а) идея, что Земля расположена в центре вселенной, ограниченной сферой неподвижных звезд, б) идея, что естественное движение небесных тел (сфер, а стало быть, планет, включая Луну) единообразно круговое, в отличие от движения тел подлунного мира, которое является не единообразно круговым, но прямолинейным, с ускоренным падением, для тяжелых тел — к центру Земли Каждая из двух систем имела и объясни- тельную силу и изъяны. Так, например, система гомоцентрических сфер, хотя и вырисовывалась в своей совокупности как физическая теория (не будем забывать, что сферы состоят из эфира), предложенная для объяснения небесных движений, однако в ней нет места тому обстоятельству, что планеты, с точки зрения видимости, то ближе к Земле, то дальше от нее. Это явление обескураживает, ведь система гомоцентрических сфер предполагает сохранение постоянного расстояния между планетами и Землей В свою очередь, система эксцентриков и эпициклов стремится точно следовать наблюдениям, но эта скрупулезность, помимо прочих дефектов, оплачивается слишком высокой ценой постоянного допущения гипотез ad hoc, изобретаемых с целью "спасти феномены", т. е. включена в систему всех отклонении и прогнозов, которые плохо согласовывались с системой Вот, в немногих словах, ситуация, перед лицом которой оказался Коперник. Его современники по привычке воспринимали систему Аристотеля как достоверное описание мировой схематики, а систему Птолемея как расчетный инструмент объяснения и пред- видения движений небесных тел, при этом оставались неизменными общие предпосылки обеих систем — неподвижность и центральное положение Земли, совершенство кругового движения, завершенность вселенной, все идеи — в рамках допущения, что Бог создал вселенную, приспособленную для человека, который находится в ее центре. Но величие и "исключительность Коперника, может быть, уже со времен его деятельности в Кракове, состоят... именно в том, что он не шел на компромиссы" (Ф. Бароне).

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=377