Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Продик (Prodikos) с Кеоса (ок 470 — ок 390 до н. э.)

Древнегреческий философ - софист

Бывал в Афинах и встречался с Сократом, что нашло отражение в диалогах Платона («Прота-гор», «Хармид», «Лахет», «Менон», «Евтидем») Активно участвовал в политической жизни своего города и выполнял его дипломатические поручения. Космология Продика не была оригинальной основой мироздания он считал уже ставшие традиционными четыре элемента, добавляя к ним Солнце и Луну. Продик пытался нарисовать картину первых шагов только что возникшего человечества на пути цивилизации жизнь сообразно природе сменяется господством закона. Продик сыграл важную роль в становлении древнегреческой науки о языке, добиваясь точного разграничения значений синонимов, и делал попытки этимологических разысканий, он даже давал рекомендации греческим врачам по конкретным вопросам формировавшейся тогда медицинской терминологии. Продик оказал влияние на Антисфена из Афин и на стоическую грамматику Влияние ею риторической манеры заметно в речах, которые вложил в уста исторических персонажей Фу-кидид.
Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну реки и источники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. Ему принадлежит популярное уже в древности аллегорическое повествование «Геракл на распутье» Добродетель и Порок в виде женщин соответствующей внешности убеждают юного Геракла избрать их путь, и Геракл выбирает Добродетель (см Ксенофонт Воспоминания о Сократе II1,21—34). Эту притчу пародирует Аристофан в «Облаках» (889—1104).

Продик и Синонимика


Продик был учителем спора. (Сократ шутливо называл его "мой маэстро"). Предлагаемая им техника основывалась на синонимии, т.е. различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника немало повлияла на методологию Сократа по части исследования того, "что есть это?", т.е. сущности различных вещей. В этике он стал известен своей интерпретацией софистической доктрины на примере знакомого мифа о Геракле, который на распутье делает выбор между добродетелью и пороком, где добродетель интерпретировалась как подходящее средство достижения истинной выгоды и настоящей пользы.

Оригинально его понимание богов. По Продику, боги суть ничто иное как "гипостазирование полезного и выгодного". "Древние придумали богов в силу превосходства, избыточности, которые от них проистекали: солнце, луна, источники всех сил, которые влияют на нашу жизнь, как, например, Нил на жизнь египтян".


Фрагм и свидетельства: DK II 308-319
Лит: 1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.
Mayer H Prodikos von Keos and die Anfange der Synonymik bei den Gnechen Paderborn, 1915, Alpers I. Hercules in bivio Gott, 1912, Fritz К v Prodikos (3), RE XXIII, 1 (1957), cols 85-89, Nestle W Die Horen des Prodikos — Sophistik, hrsg v С J Classen Darmstadt, 1976, S 425-451 Henriths A The Sophists and Hellenistic Religion Prodicus as Spiritual Father of the Isis Aretalogies — Harvard Studies in Classical Philology, 1984, 88, p 139—158 Dumont J-P Prodicos de la methode au systeme — Positions de la sophistique Colloque de Censy ed par В Cassin P, 1986, p 221-232, Unterstemer M Les Sophistes, t II P, 1995, p 8—38
А. И. Зайцев

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=4