Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Феодор (Feodoros) из Кирены (ок. 300 до н. э.)

Греческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа Младшего.

ФЕОДОР киренаик, по прозвищу Безбожник (o` Afeos) — считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике... Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (Diog. L. II, 92). Он отрицал «ходячие суждения о богах» (Diog. L. И, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Менедема из Эритреи и Стильпона Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Фалерскому. Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut. Phocion 38). Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению. Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа — радость (hara). которая происходит от разума, а горе — от неразумения. Феодор — автор книги «О богах». Диоген Лаэр-тий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog. L. II, 98). На основании этого замечания Т. Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.

Феодор, в общем, придерживался основных положений Аристиппа, но выводил из них самые крайние следствия.

Всякое действие оценивается лишь по своим последствиям для действующего. Все нравственные правила и преграды вымышленны, искусственны, условны; по природе нет ничего постыдного и потому нет поступков, которые были бы непозволительны по природе. Подобно Диогену, Феодор признает, что мудрый не должен стесняться нравственными предрассудками, созданными лишь для "обуздания толпы"; при случае он может спокойно совершить и кражу, и святотатство, и любодеяние. Человек должен повиноваться законам, лишь поскольку это ему полезно. Самый грубый эгоизм является мерилом всех лучших чувств и привязанностей человека. У мудрого нет ни отечества, ни друзей: неразумные дружатся между собою, пока они друг в друге нуждаются; мудрый довлеет себе, не нуждается ни в ком, и его отечество есть вся Вселенная. Эти выводы, равно как и атеизм – или, точнее, отрицание народных богов, – которым прославился Феодор, сильно напоминают киников.

Он приближается к ним и в том существенном изменении, которое он внес и в основные начала этики киренской школы. По Феодору, уже не отдельные приятные ощущения являются целью человека, но общее пребывающее радостное настроение духа. Не отдельные удовольствия и страдания, но радость и печаль суть благо и зло. Радость есть цель жизни и дается мудростью, печаль же – неразумием. Рассудительность есть благо, неразумие – зло, а удовольствия и страдания суть нечто среднее, т.е. нечто такое, что само по себе еще не составляет ни счастья, ни несчастья, ни радости, ни скорби. Т. обр., в учении Феодора на место отдельных наслаждений полагается состояние духа, независимое от отдельных удовольствий и страданий. Вместо жизнерадостной чувственности Аристиппа, полагавшего благо в наслаждении минуты, мы находим принцип самоосвобождения от удовольствий и страданий посредством "рассудительности". Т. обр., основной принцип гедонизма приходит здесь к самоотрицанию и приближается к учению киников.

Впрочем, и у Феодора рассудительность, как и у Аристиппа, сохраняет значение практической мудрости или предусмотрительности, помогающей философу в наилучшем устройстве жизни. Рассказывают, что однажды Феодор, в сопровождении многочисленных учеников, проходил мимо киника Метрокла, когда тот промывал овощи, служившие ему пищей: «если бы ты чистил овощи, – сказал киник, – тебе бы не приходилось учить такое множество учеников» ; «если бы ты умел обходиться с людьми, тебе бы не приходилось мыть себе овощи», – отвечал Феодор.

Соч.: Winiarczyk M. Diagorae Mclii et Thodori Cyrenaci Reliquiae. Lpz., 1981; Mannebach E. Aristippi et Cyrenaiconim fragmenta. Leiden—Koln, 1963, p. 58—63; GiannantoniG. I Cirencici. Raccolta dclle fonti antiche, trad, e studio introdutto. Firenze, 1958.
Лит.: Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 2. СПб., 1913, с. 182 сл.; Winianyk A/. Theodoros o `Afeos — «Philologus», 1981, 125, p. 63-94; Idem. Theodoros o `Afeos und Diogenes von Sinopc.— «Eos», 1981, 69. См. также лит. к ст. Киренская школа.

М. М. Шахнович

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=46