Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Французская литература XVIII века и ее основные направления.

Французское просвещение

В XVIII столетии во Франции меняются и эстетические вкусы. Возникают новые требования и к литературе, которая становится доступной не только высшим слоям общества, как это было в XVII веке, но и демократическим кругам, играя важную роль в решении актуальных общественных задач. Из всех направлений во французской литературе XVIII века особенно значительными являются три. Это просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Все
они отличаются особым пафосом в обличении всего старого, отжившего, активностью в утверждении новых передовых идей. Вместе с тем каждое из этих направлений представляет собой самостоятельное художественное явление.
Будучи страной, в которой особенно сильными были традиции классицизма, Франция и в XVIII веке в творчестве ряда писателей, и среди них Вольтера, сохраняет его основные эстетические принципы, которые наиболее ярко реализуются в жанре трагедии. Характер построения произведения, способы создания образа, особенности стиля, - все это объединяет трагедию XVIII века с ее предшественницей -
трагедией Корнеля, Расина и др. Вместе с тем традиционная форма классицистической трагедии используется в просветительской литературе с новыми целями. Авторы XVIII века, и прежде всего Вольтер, с помощью художественных приемов, характерных для классицистической трагедии предшествующего столетия, поднимают актуальные и главным образом политические проблемы, пропагандируют наиболее
дорогие для них взгляды и идеи. Что касается сентиментализма, то это направление возникает в просветительской литературе в связи с распространением приблизительно с середины XVIII века критического отношения к рационализму и в целом к разуму как основополагающему началу в жизни человеческой личности. Своим критерием сентименталисты делают человеческое чувство, считая, что именно оно более всего позволяет человеку приблизиться к идеальному состоянию гармонии и добра. Отсюда особая тональность этой литературы. Сентименталисты стараются своими произведениями вызвать сочувствие читателей, они отходят от характерного для предшествующей просветительской литературы рационализма, стремятся предельно приблизить автора к читателю. Свидетельством этому может служить творчество Жан-Жака Руссо.
Вместе с тем самым значительным и ярким явлением во французской литературе XVIII века следует считать просветительский реализм, который утверждается прежде всего в буржуазной драме, в " серьезной или слезной " комедии, достигающей небывалых вершин в творчестве Бомарше, а также в философской прозе. В ранний период французского Просвещения просветительский реализм наиболее полно проявляет себя в нравоописательном романе Лесажа и знаменитом романе аббата Прево "Манон Леско".

Реалистический роман Алена-Рене Лесажа и аббата Прево. Лесаж. "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны".

Известный французский писатель Ален - Рене Лесаж (1668-1747), выступавший и в драматургических жанрах, наибольшую известность получил как автор романа "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны", который он создавал с 1715 по 1735 год. Лесаж, в прошлом известный переводчик с испанского языка, для своего романа избирает испанский сюжет. Действие романа происходит в Испании, по дорогам которой следует его герой - молодой человек, выходец из небогатой семьи - Жиль Блас. Направляясь в Мадрид с целью найти себе место в жизни, Жиль Блас переживает множество приключений, которые позволяют ему хорошо узнать жизнь Испании и вместе с тем определить свои возможности и перспективы. Жиль Блас по пути в Мадрид попадает в шайку разбойников, становится помощником доктора-шарлатана, слугой различного рода лиц, помощником всесильного министра и т.д. Все эти эпизоды Лесаж
как бы нанизывает друг на друга и, последовательно прослеживая все происходящее с героем, создает картину, в которой крупным планом показывает поведение людей, выступающих не как отдельные индивидуальности со своими характерами и особенностями, но как представители обычаев и свойств, присущих целым сословиям и общественным группам. Другими словами роман Лесажа вошел в историю как нравоописательный именно потому, что в нем писатель рисует испанское, а на самом деле французское общество, со стороны повадок и пристрастий людей в нем
живущих. В результате картина в романе получается крайне отталкивающая. Лесаж представляет общество как скопище мошенников, разного рода проходимцев, невежд, сребролюбцев, бездельников, любителей развлечений, которых он находит во всех кругах общества. Герой живет, как в лесу, вынужденный вести борьбу за себя в одиночку, и в редких случаях встречая среди окружающих людей тех, кто готов ему искренно помочь.



Прево "Манон Леско".


Роман аббата Прево "Манон Леско" не относится к числу нравоописательных романов, как сочинение Лесажа. Тем не менее он дает не менее показательную картину жизни французского общества своего времени. Самое же главное - писатель предлагает в нем по-новому взглянуть на общество и человека, разрушить сложившиеся стереотипы в подходе к ним. Роман появился во французской литературе в 1731 году, тогда, когда многотомный роман Лесажа был уже близок к своему завершению. Основу его составляет история любви двух молодых людей - девушки неизвестного происхождения Манон Леско и молодого наследника знатного дворянского рода кавалера де Грие. Эта история предстает в изображении автора как трагическое испытание, ломающее судьбу главного героя и приводящее к гибели саму Манон Леско. Причиной же несчастий героев Прево делает с одной
стороны случай, с другой "непостижимый", как говорит сам де Грие, характер его возлюбленной.
Прево рассказывает нам историю, в которой события развиваются в соответствии с характерами героев. Но, хотя роман назван " Манон Леско", его главным героем, повидимому, следует считать кавалера де Грие. Уже при первой встрече де Грие, чтобы сопровождать свою возлюбленную, изменяет своему семейному долгу.
Побег с Манон вынуждает его пренебречь волей отца пославшего его продолжить свое образование. В дальнейшем лишенный материальной и нравственной поддержки, де Грие, чтобы обеспечить свое существование, прибегает к обману, пускается в различные авантюры, становится шулером, совершает убийство и дальше, оказавшись в Америке, переживает смерть Манон, и возвращается во Францию несчастным, отчаявшимся человеком. Все эти события Прево изображает очень лаконично, главным стержнем своего повествования делая конфликт между долгом и чувством, развертывающимся в душе героя. Полюбив девушку незнатного происхождения, достойный отпрыск аристократического семейства кавалер де Грие идет по пути, противоречащему его долгу, воле отца и общественной традиции. Историю де Грие, якобы записанную неким знатным человеком со слов героя, Прево преподносит как суровый урок, из которого читатель должен сделать важные нравоучительные выводы.
Вместе с тем главное в романе заключается прежде всего в понимании писателем сложности и многозначности изображенного жизненного явления. Прежде всего это касается выдвинутой Прево концепции любви. Любовь де Грие и Манон показывается в романе как всепоглощающая страсть, чувство, становящееся для них
смыслом жизни и большим испытанием. Кавалер де Грие не может забыть Манон даже после ее смерти. При этом он не способен анализировать свои чувства, его любовь к обаятельной Манон не поддается какой-либо рационалистической оценке. Герой видит и может оценить только последствия, трагичные для него, но уловить причинно-следственную связь происходящих событий ему затруднительно. Другими словами, жизнь оказывается больше того, что мы о ней представляем, и человек не всегда может все предусмотреть. Эту мысль романа подчеркивает авантюрный сюжет, изобилующий самыми необыкновенными приключениями. Так же сложен и неоднозначен в романе и человеческий характер. В Манон Леско - девушке, ради ко- торой де Грие совершает свои безрассудные поступки, - Прево воплощает красоту и возвышенность чувства, показывает гениальное обаяние личности и в то же время низменность, почти порочность. Манон Леско беззаветно любит де Грие, но изменяет ему, зная, что этим она приносит ему несчастье. Прево объясняет характер Манон во многом нравами эпохи, которые в описываемое время, как свидетельствуют историки, отличались крайней распущенностью. Кроме того, поведение Манон зависит от обстоятельств, в которые она поставлена. На измены героиню толкает не только любовь к роскоши, но в каких-то случаях и стремление выручить из затруднительного положения того же де Грие. При этом Прево сохраняет в образе Манон Леско и элемент загадочности. Ее притягательность и для героя, и для
других показывается как нечто такое, что существует как бы помимо их воли и никак не связано ни с какими обстоятельствами и условиями. Эту сторону истории любви героев очень четко определил Анатоль Франс в очерке "Приключения аббата Прево". Он так пишет о героях романа: "Эти дети оба изрядные плуты, но они любят друг друга; дайте только серьезным испытаниям, подлинным несчастьям коснуться их - и они предстанут перед вами во всем своем величии. Это потому, что одна и та же любовь создает и героев и подлецов".
И дальше эти рассуждения он завершает знаменательными словами : "Все естественно, все правдиво, все верно в этой маленькой книжке", а нравоучительную сентенцию, которой Прево сопровождает рассказ де Грие и которая принадлежит
не ему, а тому, кто записал его рассказ при встрече, некоему знатному человеку, Анатоль Франс рассматривает "как бы шаль, наброшенную на плечи м-ль Манон",то есть как нечто внешнее, привнесенное извне и никак не связанное с происходящим. Как признается сам де Грие, счастлив он был лишь тогда, когда любил. Этим признанием герой дает понять, что чувство для него столь же насущно необходимо, как и следование долгу, и именно это делает его трагической фигурой. Стремление к счастью, которое Прево рассматривает как естественное свойство человеческой личности, в реальной жизни зачастую оказывается нереализованным. Кроме того, наделяя Манон особой притягательностью, Прево утверждает внесословную ценность человеческой личности, что становится одним из самых важных предметов обсуждения во всей последующей французской литературе и прежде всего в произведениях писателей, относящихся, как Лесаж и Прево, к раннему периоду французского Просвещения. Среди них особое место занимают Монтескье и Вольтер. Значение
творчества этих авторов тем более велико, что именно им принадлежит заслуга превращения отдельных просветительских идей в законченную мировоззренческую систему. И это делает прежде всего Монтескье - один из представителей старшего поколения французских просветителей.

И.А. Белопольская. Французское просвещение. Особенности развития, мотивы и образы.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=462