Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Федон (Faidon) из Элиды (1-я пол 4 в. до н. э.)

Древнегреческий философ-сократик, основатель школы, известной впоследствии как Элидо-эретрийская

Персонаж платоновского диалога «Федон» и автор популярных сократических диалогов «Симон» и «Зопир» (сохранились фрагменты) К сюжету диалога «Зопир» восходит одна из самых цитируемых историй про Сократа восточный маг Зопир появлятся в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности, впервые встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шee и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам Друзья, сопровождавшие Сократа, высмеивают гадателя, но Сократ останавливает их и говорит, что все сказанное верно и эти пороки действительно были присуши ему от природы, но он их преодолел с помощью занятий философией. Этот художественный этюд запечатлелся в культурной памяти человечества как одна из наиболее живых иллюстраций клас-сической античной максимы духовное воспитание, а не физическое рождение делает человека человеком.

Среди младших сократиков Федон был оригинален в меньшей степени (хотя Платон и посвятил ему свой прекрасный диалог). Диоген Лаэртский сообщает: "Федон из Элиды был пленен с падением его города и заключен в дом для нечестивых. Но и при закрытых дверях он сумел войти в контакт с Сократом, при содействии которого он был выкуплен Алкивиадом и Критоном. Став свободным, он посвятил себя философии". Написанные им диалоги "Зопир" и "Симон" утрачены. После смерти Сократа он основал свою школу в родном городе. Работал в трех направлениях — эристики, диалектики и этики.

В "Зопире", свидетельствуют источники, разрабатывается понятие логоса, который не знает никаких препятствий, в состоянии доминировать над самыми мятежными натурами. Зопир был в своем роде физиогномист, т.е. мог определять моральные качества человека по физиономической пластике лица. Анализируя черты лица Сократа, он делал заключение о порочной натуре своего учителя, вызывая при этом всеобщее веселье, и только сам Сократ вступался за Зопира, свидетельствуя, что действительно он был таким до того момента, пока философский логос не трансформировал его до самого дна.

Очевидно, что Федон углубил сократическую философию, предложив проверку собственным опытом (как мы помним, логос был той силой, которая спасла его от унижения во время тюремного заключения). Всемогущество логоса и познания в моральной сфере было типическим свойством сократова интеллектуализма.

Жизнь элидской школы была непродолжительной, За Федоном последовал Плистен (уроженец Элиды). Но уже Менедем из Мегарской школы Стилпона, собрав наследие элидцев, перенес центр школы в Эретрию, где вместе с Асклепиадом из Флиунта продолжил изыскания в направлении эристики и диалектики.

Лит.: 1. Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней"
2.Giannantoni G (ed ) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol III A 2 Napoli, 1990, Rosseti L «Socratica» in Fedone di Elide — «Studi Urbinati» 47, 1973, p 364-81

M. А. Солопова

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=47