Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Лессинг и проблема эстетики

Образцом мужества, решительности, непримиримости, героизма в поисках истины назвал Лессинга Л. Митгнер. Лессинг искал врагов, чтобы напасть на них с радостным и гневным нетерпением, — в этом он похож на Фридриха II.


Готхольд Эфраим Лессинг, сын протестантского пастора, родился в Каменце, в Саксонии, в 1729 г. Он учился в Лейпциге, а потом перебрался в Берлин, где познакомился с Вольтером. В 1760 г он поступает на службу к прусскому генералу Тауенциена в качестве секретаря и поселяется в Бреславле. В 1770 г. Лессингу 42 года, и он библиотекарь наследного принца Фердинанда, герцога Вольфенбюттельского (титул — по названию маленького городка в нижней Саксонии). Здесь, получая маленькое жалование, Лессинг "жил один в длинной анфиладе комнат на третьем этаже, терпя нужду и унижения наряду с прислугой". Страстным протестом против любой формы угнетения явилась его трагедия "Эмилия Галотти ". Лессинг вывел на сцену политическое и моральное убожество двора и принца Гвасталлы. В 1774 г. он публикует "Фрагменты из анонимного трактата " с примечаниями С помощью небольшой уловки Лессинг смог предоставить вниманию читающей публики рукопись Реймаруса, переданную ему дочерью автора, в сочинении критикуются религия и власти. В 1775 г. Лессинг сопровождает герцога в путешествии по Италии, во время которого он вынужден присутствовать на многочисленных приемах, даже на аудиенции у папы. В 1780 г. он женится на женщине, которую любит, — Еве Кёниг. Но счастье Лессинта было кратким: Ева Кёниг умерла, родив сына, который ненамного пережил мать. "Мне так хотелось немного счастья; но я оказался неудачником". Умер Лессинг в 1781 г.

Блестящий писатель, неутомимый полемист, Лессинг много писал для театра; занимался эстетикой, философией религии. Среди его сочинений для театра помимо уже упомянутой "Эмилии Галотти " следует назвать: "Мисс Сара Сампсон" (1756, слезливая драма); "Филотат"(1759, экзальтация и одновременно осуждение юношеского пыла); "Минна фон Барнхельм" (1767, несомненно лучшая немецкая комедия тех времен); "Натан Мудрый" 1779, философская притча о терпимости).

Среди трудов по философии искусства необходимо упомянуть "Гамбургскую драматургию" (17'67—1769) и особенно "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии " (1766). По Лессингу, в изобразительном искусстве "отдельные части представления" локализованы, а живопись "использует формы и цвет в пространстве". В поэзии части следуют одна за другой во времени. Поэтому правила живописи отличны от правил поэзии. Действительно, почему в знаменитой скульптурной группе греческого мастера Лаокоон, терзаемый змеями, изображен с закрытым ртом, а не вопящим? Потому, отвечает Лессинг, что вопль невозможно выразить скульптурно, тогда как это вполне доступно поэзии, что доказывает Лаокоон Вергилия. Живопись характеризуется формой и цветом, скульптура — жестами и пространством, поэзия — звуками, ритмами и символами. И незаконные вторжения в чужую область могут привести лишь к ошибкам. Конечно, "поэту остается возможность описывать тела, а художнику — намекать на действия; но красота телесной формы происходит из гармонии частей, недоступной поэту" (М. Паолинелли). Аристотелевские правила единства остаются фундаментальными для Лессинга, который в "Гамбургской драматургии" пишет, что "Поэтика" Аристотеля "безупречна, как «Начала» Евклида", т. е. принципы "Поэтики" верны и точны, как геометрия. Для драмы основным является единство действия, а единство времени и места всего лишь следствие. В "Гамбургской драматургии", где объединены рецензии на программы Немецкого национального театра в Гамбурге, Лессинг защищает динамизм драмы, считает театр школой формирования морали для немцев. Цель театра — истина; но истина не историческая (что делал тот или иной персонаж), а психологическая. Театр должен научить, "как поступает человек определенного склада в типических обстоятельствах".


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=481