Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Мозес Мендельсон и существенное различие меду религией и государством

Кристоф Фридрих Николаи (1733—1811) стал "патроном и издателем" популярной философии, цель которой — не критическая разработка проблемы, а формирование светского человека и гражданина общества и культуры как инструмента совершенствования и усиления потенциала в достижении успеха.

Отсюда — общий оптимизм и вера в разум как фактор прогресса и лечения социальных болезней. "Среди просветителей Мендельсон отличается широтой интересов, элегантной ясностью стиля и благородством духа в решении этико-религиозных проблем".

Мозес Мендельсон родился в Дессау в 1729 г. В 13 лет в Берлине он стал репетитором на службе у одного коммерсанта, а затем — управляющим. Познакомившись с Лессингом и Николаи, Мендельсон принимает участие в издательской деятельности последнего, публикуется в солидных журналах. В 1755 г. выходят его первые работы: "Философские диалоги "и "Поп метафизик", написанные для представления на конкурсы, устраиваемые Берлинской академией. В том же 1755 г. появляются "Письма об ощущениях". В 1763 м, в год, когда Фридрих II освободил философа от социальных ограничений, в которых находилась еврейская община в Пруссии, Мендельсон публикует "Трактат об очевидности в метафизических науках". "Математика — наука о количествах, а философия — наука о качествах"; метафизическое познание "основано на разуме" и потому "заслуживает названия науки". "Федон" Мендельсона (1767) — переработка и модернизация платоновского диалога о бессмертии души. В пользу существования Бога он приводит онтологическое и космологическое доказательства, не отвергая и других. "Утренние часы" (1785) представляют собой нечто вроде резюме метафизических идей Мендельсона
Работа имеет подзаголовок "Лекции о существовании Бога" Из Библии Мендельсон перевел на немецкий "Пятикнижие" и Псалтирь В защиту французских евреев в 1783 г. была написана работа "Иерусалим: о религиозной власти и иудаизме". В ней Мендельсон размышляет об отношении свободы совести и государства и видит решение в терпимости, религия и мораль не выносят принуждения Религиозная унификация, по Лейбницу, невозможна, поскольку такая унификация потребовала бы юридической формулировки, апеллирующей к власти Но, как пишет Мендельсон, религия и государство различны по сути "Государство обязывает и вынуждает, религия учит и убеждает, государство вводит законы, религия — заповеди. Государство прибегает к физической силе, если это необходимо, сила религии заключается в любви и милосердии Государство изгоняет неповинующегося, церковь принимает его в свое лоно. Право к принуждению люди получили в результате общественного договора, у религии его нет".

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=482