Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Кант как совесть Просвещения

1. «Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!»
2. Совет Просвещению обратиться к религии
3. Разумность – важнейшее свойство человека
4. «К вечному миру» (1795)

«Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!»


1. Освобождение посредством знания

Когда завершались последние годы его тихой жизни (а за 6 лет до смерти Канта Поршке сообщал, что вследствие уединенного образа жизни Кант был забыт даже в Кенигсберге), – друзья готовились к скромным похоронам. Однако этого сына ремесленника хоронили как короля. Когда слух о его смерти распространился по городу, к его дому стали стекаться люди, желавшие проститься с ним. В день похорон жизнь в городе замерла. Гроб с телом покойного сопровождали тысячи людей, звонили колокола всех городских церквей. Как отметил хроникер, в Кенигсберге никогда раньше такого не случалось.

Этот взрыв народных чувств был вызван не только репутацией Канта как великого философа и доброго человека – здесь было нечто большее. В 1804 году, в условиях абсолютной монархии Фридриха-Вильгельма, колокола, звонившие по Канту, доносили эхо Американской и Французской революций – эхо идей 1776 и 1789 годов. Для своих сограждан Кант стал воплощением именно этих идей. И они выразили свою признательность глашатаю прав человека, равенства перед законом, объединения человечества, мира на Земле и, быть может, самое важное, – освобождения посредством знания.

Собственное возвышение Канта из состояния, близкого к нищете, к славе и сравнительному благополучию помогло распространению на континенте идеи эмансипации посредством самообразования[1].

Кант верил в Просвещение. Он был его последним великим защитником и тем человеком, который поставил ему философский памятник. Сам Кант выражает идею Просвещения так: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства кого-либо другого. Sapereaude! – Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения».

Кант высказал здесь нечто весьма личное – часть истории собственной жизни. Он вырвался из бедности, преодолел узкое мировоззрение пиетизма – строгого немецкого варианта пуританства и своей жизнью дал пример освобождения через познание. В зрелые годы он с ужасом вспоминал то, что называл “рабством детства”, годы своего обучения. Ведущей темой всей его жизни была борьба за духовную свободу.

2. Прими ответственность за свободное решение

Оценивая историческую роль Канта, мы могли бы сравнить его с Сократом. Обоих обвиняли в извращении государственной религии и в дурном влиянии на молодежь. Оба они отвергали это обвинение и отстаивали свободу мысли. Свобода означала для них нечто большее, чем просто отсутствие принуждения, она была для них образом жизни.

Защита Сократа и его смерть породили новую идею свободного человека – человека, дух которого невозможно подчинить, который свободен, ибо самодостаточен: он не нуждается во внешних ограничениях, ибо способен сам управлять собой и свободно подчиняться закону. Мысли Сократа о самодостаточности человека, которая вошла в наш западный менталитет, Кант придал новое значение и в отношении познания, и в отношении морали. Он добавил к ней идею объединения свободных людей – всех людей. Он показал, что каждый человек свободен – не потому, что он рожден свободным, а потому, что он рождается с ответственностью за свободное решение.

Совет Просвещению обратиться к религии


Т. обр., Кант в своей трактовке положительных догматов религии, с которыми Просвещение (Aufklärung) – вернее, вычищение (Ausklärung) – якобы покончило, напомнил об идеях разума, показал, какой разумный и вместе с тем нравственный смысл имеет то, что мы называем догматами религии, напр. догмат первородного греха. Кант указал Просвещению, что не следует стыдиться говорить об этом.



Разумность – важнейшее свойство человека

1. Роль воспитания

Антропология канта рассматривает человека в противоположность животному как детерминированного не инстинктом, а разумом. Поэтому воспитание должно препятствовать возможному сползанию индивида к дикости. Воспитание должно просвещать: не только "дрессировать", но учить детей мыслить. Оно реализуется в “обуздании дикости” (дисциплинировании), научении навыкам и интеграции в культуру. Большое значение отводится морализации, которая должна прививать правильные взгляды.
2. Уникальность человеческой истории

Другим отличием от животного является человеческая история. В ней благодаря передаче достигнутого через поколения происходит совершенствование человека. Через этот процесс природа осуществляет свой скрытый план – развить в человечестве все заложенные ею в него задатки. Движущая сила при этом – антагонизм человеческой природы, его «нелюдимая общительность»: люди стремятся в общество, но в то же время противятся этому. Достижение совершенного справедливого гражданского общества есть «высшая задача природы, которую она должна выполнить для человеческого рода, поскольку лишь так природа может осуществить свои остальные замыслы, касающиеся нашего рода».

«К вечному миру» (1795)


Необходимым требованием разума Кант считал, чтобы начало права не ограничивалось пределами отдельных государств и народов, а распространялось и на всю совокупность человечества для достижения вечного мира. Опираясь на этику, Кант создает важнейшее учение о государстве и теорию международного права.

1. Государственность

Из бесправного естественного состояния, согласно философии права Канта, выводится «изначальный договор». Лишь возникшее таким образом государство в состоянии гарантировать гражданам право на неприкосновенную свободу и равенство. Категорический императив права гласит: «Веди себя в обществе так, чтобы свободная реализация твоей воли могла совмещаться со свободой каждого по единому всеобщему закону».

Такие естественные установления как свобода заключения договоров, брак и собственность гарантируются частным правом. Гражданское устройство в каждом государстве должно быть правомерным. Публичное право подчиняет всех граждан общему законодательству.

Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения к взаимной выгоде для различных государств.

2. За республиканскую конституцию

У своих предшественников по Просвещению Кант усваивает идею республиканской конституции с разделением властей, суверенитетом народа и правами человека.

3. Важность международного права

Международное право должно быть основано на союзе свободных государств. Кант высказал идею создания лиги наций и объединения государств, которое в конечном итоге должно обеспечить вечный мир на земле.

Наконец, международное право должно обеспечить свободу и мир между народами. В качестве его условий в сочинении «К вечному миру» (1795) кант называет:

– республиканскую конституцию отдельных государств;

– федералистский мирный договор государств;

– право гражданина мира (ограниченное).

Взаимные отношения народов и государств должны определяться всеобщим гостеприимством, или "космополитическим правом". Кант идет дальше Руссо в своих взглядах на историю, которую определяет как развитие человечества в свободе, или прогрессивный переход от естественного состояния к моральному.

[1] В этом виде она почти неизвестна в Англии, где “человека, сделавшего самого себя” (self-made man) считают выскочкой. Важность этой идеи связана с тем, что на континенте образование в течение долгого времени было привилегией средних классов, в то время как в Англии оно было доступно и низшим классам. Большинство этих идей пришло на континент из Англии в виде книги, опубликованной в 1732 году: в своих «Письмах об Англии» Вольтер сравнивает английское конституционное правление с абсолютной монархией, религиозную терпимость в Англии – с консерватизмом Римской церкви, объяснительную мощь космологии Ньютона и аналитического эмпиризма Локка – с догматизмом Декарта. Книга Вольтера была предана сожжению, однако ее публикация была знаком начинавшегося философского движения – движения, интеллектуальный запал которого был мало понятен в Англии с ее специфическими условиями. Через 60 лет после смерти Канта те же самые английские идеи были представлены Англии в качестве «мелочного и претенциозного интеллектуализма» и можно усмотреть иронию судьбы в том, что английское слово «Просвещение», ставшее названием движения, начало которому положил Вольтер, в Англии все еще сохраняет оттенок мелочности и претенциозности.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=509