Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Жизнь Иммануила Канта

1. Биография Канта
2. Сочинения Канта
3. Облик Иммануила Канта

1. Жизненный старт

Иммануил Кант родился в Кенигсберге и провел там всю жизнь. Происходил он из простой семьи: отец его был шорником, небогатым мастером седельного цеха, а мать – домохозяйкой, 6-ро их детей не дожили до зрелого возраста. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиитическом духе (особенно мать).

Мать (Анна Регина Рейтер) определила юношу в Collegium Fridericianum ("коллегию Фридриха"), государственную гимназию, известную суровостью методов воспитания, директором которой был пастор Ф. Шульц. Там Кант получил среднее образование (1733-1740 гг.). Пастор Шульц, был в то же время проф. богословия в кенигсбергском университете, куда Кант поступил на теологический факультет.

В 1740 году он был возведен в степень магистра в Кенигсбергском университете, где прослушал курсы философии и науки. Окончание курса совпало со смертью его отца (1746), принуждавшею его искать средства к существованию. Следующие 9 лет Кант провел домашним учителем (репетитором) в трех семействах, частью в самом Кенигсберге, частью в недалеких поместьях. Долгие годы работал также в университете библиотекарем.

Пиитическое воспитание, несомненно, оставило след у Канта в общем характере и тоне его жизнепонимания, но не давало удовлетворения умственным запросам, рано возникшим в его несоразмерно развитой голове. Так что помимо богословских лекций, он с увлечением изучал светские науки, философские и физико-математические. Несмотря на нищету, работал много и продуктивно.

В это время Кант заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 г. Кант издал (анонимно) свою физико-астрономическую теорию мироздания ("Allgemeine Naturgeschichte и Theorie des Himmels"), которую, в сущности, Лаплас лишь повторил через несколько десятилетий. Эта теория, которую называют Кантовско-Лапласовской, но по справедливости следовало бы называть Кантовской, не потеряла своего значения в науке. До сих пор имеют значение и другие, меньшие сочинения естественнонаучного содержания, изданные Кантом около того же времени (1754–56 гг.): об огне, о вращении Земли вокруг ее оси, об одряхлении Земли, о землетрясениях.

2. Преподавание

В 1755 году он был возведен в степень магистра в Кенигсбергском университете и выступил в нем академическим преподавателем. С этого времени он оставляет репетиторство. В том же году Кант сделался приват-доцентом философии.

Несмотря на слабость голоса, его лекции своей содержательностью и оригинальностью привлекали значительное число слушателей. Кроме логики и метафизики, он читал курсы математики, физики, естественного права, этики, физической географии, антропологии, рационального богословия.

Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту.

В 46 лет Кант сделался профессором логики. Это совпало с переломным моментом в его философском творчестве.

В 1770 году с диссертацией "De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis" ("О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира") он победил на конкурсе (12 лет спустя после поражения) и получил место ординарного профессора логики и метафизики. [Раньше этого, во время занятия Кенигсберга русскими войсками, открылась вакантная кафедра философии, которую желал занять Кант, но русский губернатор утвердил, по старшинству, другого кандидата].

Потом стал деканом одного из факультетов и ректором Кенигсбергского университета.

3. Последний период преподавания

Лекции по богословию Кант вынужден был прекратить вследствие внешнего давления. С воцарением Фридриха-Вильгельма II (после Фридриха II) сочинение о «Религии в пределах одного разума» вызвало крайнее неудовольствие начальства, и Кант получил (в 1794 г.) королевский указ, начинавшийся так: «… Наша высочайшая особа уже давно с великим неудовольствием усмотрела, что вы злоупотребляете своей философией для извращения и унижения некоторых главных и основных учении Св. Писания и христианства». Далее говорилось, что в случае упорства Кант должен «неизбежно ожидать неприятных распоряжений». Кант отвечал, оправдывая свою точку зрения, и заявлял в заключение, что в качестве верноподданного он обещается в лекциях и сочинениях своих вовсе не касаться религии, как естественной, так и откровенной.

Вскоре после этого он отказался и от других приватных лекций, ограничившись обязательным курсом логики и метафизики, а в 1797 г., чувствуя приближение дряхлости, совсем прекратил преподавание. Он думал остаток жизни посвятить начатому им обширному труду, который должен был содержать энциклопедию всех наук, но ослабление умственных способностей не позволило ему продолжать это сочинение, оставшееся в отрывках.

Не дожив двух месяцев до 80 лет, Кант умер от старческой немощи. На исходе жизни Канта настигла слепота. Память и ясность ума предательски замутились, превратив его почти в призрак. В 1804 году Канта не стало.



Сочинения

1. Сочинения докритического периода:

1746 "Мысли об истинной оценке живых сил". 1755 "Всеобщая естественная история и теория неба". 1755 "De igne" ("Об огне"), диссертация. 1755 "Principiorum primorum cogiiitionis metaphysicae nova deluci-datio" ("Новое освещение первых принципов метафизического познания"). 1756 "О причинах землетрясений". 1756 "Теория ветров". 1756 "Физическая монадология". 1757 "План лекций по физической географии". 1759 "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме". 1762 "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма". 1763 "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога". 1763 "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин". 1764 "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 "Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали". 1765 "Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/1766". 1766 "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика". 1770 "О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира" – зашита диссертации.
2. Сочинения критического периода:

1781 "Критика чистого разума"

1783 "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука"

1784 "Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане"

1784 "Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?"

1785 "Основы метафизики нравственности"

1786 "Метафизические начала естествознания"

1788 "Критика практического разума"

1790 "Критика способности суждения"

1791 «Об успехах метафизики со времени Лейбница и Вольфа»

1793 "Религия в пределах только разума"

1795 "К вечному миру"

1797 "Метафизика нравов". 1798 "Спор факультетов". 1802 "Физическая география". 1803 "О педагогике"
3. Замечание

"Грезы духовидца" – сочинение, написанное под влиянием Давида Юма; предмет его – видения и теории Сведенборга, к которому Кант относится крайне скептически, хотя одна из основных мыслей шведского мистика – об идеальности пространства и времени – отразилась в латинской диссертации Канта, а потом и в "Критике чистого разума".

Облик Иммануила Канта


Личность и жизнь Канта представляют совершенно цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над аффектами и нравственного долга над страстями и низшими интересами. Поняв свое научно-философское призвание как высшую обязанность, Кант безусловно подчинил ей все остальное. В силу ее, он победил даже природу, превратив свое слабое и болезненное тело в прочную опору самой напряженной умственной энергии.

С детства Кант отличался слабым здоровьем и впоследствии сам разработал для себя распорядок дня. Жители города сверяли часы по Канту, шедшему на лекции в университет. Лишь 2-ды он опоздал: первый раз он зачитался работой Руссо «Эмиль, или О воспитании», а второй раз его вывело из равновесия сообщение о взятии Бастилии восставшим французским народом (14 июля 1789).

Весьма склонный к сердечному общению, Кант находил, что семейная жизнь мешает умственному труду, – и остался навсегда одиноким. При особой страсти к географии и путешествиям, он не выезжал из Кенигсберга, чтобы не прерывать исполнения своих обязанностей. По природе болезненный, он силой воли и правильным образом жизни дожил до глубокой старости, ни разу не быв болен.

Потребностям сердца Кант давал необходимое удовлетворение в дружбе с людьми, которые не мешали, а поддерживали его в умственной работе. Главным другом его был купец Грин, который с большими практическими способностями соединял такое умственное развитие, что вся “Критика чистого разума” прошла через его предварительное одобрение. Дружбой оправдывалась и единственная плотская слабость, которую позволял себе Кант: он любил удовольствия стола, в небольшом обществе друзей. Но и это стало возможно для него только во второй половине жизни, когда он достиг ординатуры и когда сочинения его стали давать доход, а до 1770 г. он получал всего 62 талера в год. Впоследствии его экономическое положение улучшилось настолько, что он мог делать сбережения, на которые купил дом.

Впрочем, он был совершенно свободен от скупости и корыстолюбия. Когда министр образования предлагал ему кафедру в Галле с двойным жалованьем, он отверг это выгодное приглашение.

Узнав, что сын одного его друга основывает книжную торговлю, он, чтобы поддержать его, предоставил ему за бесценок издание своих сочинений, отказавшись от несравненно более выгодных условий других книготорговцев.

Эстетическое развитие Канта было значительно ниже умственного и нравственного. Он понимал отвлеченно значение красоты, но живого интереса эта область в нем не возбуждала. Из искусств он всего более находил вкус в кулинарном, составлявшем любимый предмет его разговоров с женщинами; в поэзии он уважал только дидактику; музыку терпеть не мог как искусство навязчивое; к пластическим художествам был совершенно равнодушен. Его призвание было – провести всюду глубочайшее разделение между идеальной формой и реальным содержанием бытия, а их нераздельное единство как раз и есть сущность красоты и искусства.

В заключении к «Критике практического разума» Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Но не следует оценивать эти слова излишне романтически: они означают, прежде всего, то, что вдохновляли Канта космология Ньютона и этика свободы…


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=511