Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Философия обыденного языка (ordinary language)

1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»
2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)
3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)
4. А. Дж. Айер (1910–1989)
5. Эмотивизм
6. P.M. Хэйр

1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»

Философия обыденного языка (ordinary language) утверждает вслед за Витгенштейном: «Не спрашивай о значении, смотри на употребление».

Поиски определенного значения, окончательных критериев и синтаксической точности ставятся здесь под сомнение в пользу учета контекста, семейных сходств слов и выражений, фактического и практического употребления языка. В таком понимании философия больше не является сводом положений – она есть исследование многообразных проявлений языка. Для таких мыслителей как Сьюзен Стеббинг, Питер Строусон, Джон Остин и др. главной задачей становится исследование фактического употребления языка и его отношения к миру. Интерес смещается с редукции к объяснению и к легитимному употреблению языка. Тем самым философия отказывается от позиции, превращающей язык в отражение или изоморфную структуру мира. Фундаментальные элементы языка уже не представляют объекты, а употребление языка уже не заключается только в констатации фактов. Язык есть нечто большее, чем зеркало, отражающее мир.

Философия обыденного языка видит язык как гибко взаимодействующий с контекстом, изобретательный в действии. Значение, центральный пункт анализа, больше не является только отношением между словами и миром, а интерпретируется в качестве правил, конвенций, обычаев, т. е. применения слов. Значит, исчезает и создание идеальных языков как цель философии.

2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)

В своей теории речевых актов Остин исследует различные функции языка. Он может не только обладать дескриптивной и констатирующей функциями, но и быть "перформативным": некоторые слова равнозначны совершению какого-нибудь действия, напр., слово "да" при заключении брака. Остин различает локутивный акт, состоящий в простом произнесении, и иллокутивный, заключающийся в связанной с ним деятельности, напр., угроза, благодарность и пр. Кроме того, есть и перлокутивный акт, выражающий результат речи. Чтобы имели место эти речевые акты, необходимо выполнение ряда условий. Выражение должно быть понятным в рамках определенных конвенций. Напр., приказы, исходящие от подчиненного, будут безрезультатны. Кроме того, требуется корректное и полное исполнение: пари на скачках будет заключено правильно лишь тогда, когда об заклад бьются оба участника, а также только в том случае, если скачка еще не завершилась. Анализ языка переходит тем самым на области, в которых выражаются оценки, предписания, действия. Такие нормативные выражения встречаются в этике и религии.




3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)

Мур (1873–1958) развивает анализ в полемике с идеалистической философией, представленной в Англии прежде всего Брэдли. Мур выдвигает против нее т. н. неоспоримые положения ("truisms", трюизмы) здравого смысла ("common sense"). Будучи их основой, анализ служит прояснению неясных предпосылок и логической невразумительности философских теорий. В своих «Principia Ethica» Мур пытается прояснить применение понятия добро. Дэвид Юм считал переход от высказываний о бытии к высказываниям о должном недопустимой ошибкой. С точки зрения анализа Мур приходит к выводу, что понятие добра не поддается аналитическим усилиям, будучи простым, ни к чему другому не сводимым качеством. Поэтому оно постигается интуитивно на основе субъективного акта сознания. Все попытки определить добро его сведением к другим качествам ведут к натуралистическому ошибочному заключению.

Мур Джордж Эдвард (1873–1958) – англ. философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставил ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания». Статус объекта, по М., неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как «чувственное данное», и лишь «здравый смысл» заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии «здравого смысла», во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существует божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. М. разрабатывал методы логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм («лингвистический анализ» Дж. Райла, А. Уисдома и др.). Этика М. основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда две линии в совр. позитивистской этике: эмотивизм и этика как «анализ этических высказываний». Осн. соч.: «Principia Ethica» (1903), «Философские исследования» (1922), «В защиту здравого смысла» (1925), «Некоторые главные проблемы философии» (1958).

4. А. Дж. Айер (1910–1989)

Айер (1910–1989), исходя из того, что этические и т. п. высказывания эмпирически неверифицируемы, делает вывод о том, что основоположения этики не подлежат анализу, поскольку «они суть всего лишь псевдопонятия. Их наличие ничего не добавляет к их фактическому содержанию». То же относится и к положениям религии и теологии.

Айер Альфред Дж. (1910–1989) – англ, философ, представитель неопозитивизма, проф. логики Оксфордского ун-та (с 1959). Получил известность, издав книгу «Язык, истина и логика» (1936), в к-рой выступил пропагандистом идей Венского кружка, в более поздних работах («Основания эмпирического познания», 1940; «Мышление и значение», 1947; «Проблема познания», 1956; и др.) А. несколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние лингвистической философии. В этих работах он пытается, с позитивистских же позиций, исследовать философскую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.) путем анализа соответствующих понятий, перевода их в «логически ясную» терминологию.

5. Эмотивизм

Теория эмотивизма (представленная главным образом Ч.Л. Стивенсоном) считает, что такие слова, как "добро", вообще не являются именами какого-либо свойства. Моральные и религиозные высказывания интерпретируются лишь как проявления эмоций и поступков. Такие «предложения выражают установку говорящего и направлены на то, чтобы вызвать у слушающего сходную установку» (М.Дж. чарлзворс). Напр., высказывание "Бог – творец мира" в соответствии с этим рассматривается как "позитивная установка в отношении универсума".

6. P.M. Хэйр

В противовес этому P.M. Хэйр пытается построить что-то вроде логики императива. С этой целью он анализирует вызов (фрастик) – «то, что указывает на нечто», т.е. фактическое положение вещей, и невстик ("кивок согласия"). Это дает возможность характеризовать моральные высказывания в качестве прескриптивных ("предписывающих"), исходя из причин, действительных для всех аналогичных случаев (принцип универсализации).

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=518