Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Эмпириокритицизм как “вторая волна” позитивизма

Позитивизм

Впоследствии идеи позитивной философии разрабатываются в Англии Гербертом Спенсером. Но и Конт и Спенсер относятся к 1-му этапу позитивизма.

Позитивизм получает творческое развитие в конце XIX в. Этот 2-й этап позитивизма известен под именем эмпирикритицизма и связывается с именами австрийских философов Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Ник. Лосский: Эмпиризм, вырвавшийся из тесной клетки субъективного идеализма Юма и Милля опять в безбрежный океан жизни природы (Спенсер, Мах, Авенариус), попытался прежде всего, следуя своим старым привычкам, возродить материалистическое миросозерцание, хотя и с идеалистическим оттенком, неизбежным при допущении интуитивного знания. Метод этого эмпиризма – назовем его позитивистическим эмпиризмом в отличие от универсалистического (интуитивизма) – характеризуется, как и метод старого, индивидуалистического эмпиризма, тесным переплетением индуктивного естественнонаучного исследования со спекуляциею, односторонне оперирующею над субстратом чувственного опыта, а также стремлением вследствие этого построить во что бы то ни стало все мироздание из небольшого количества простых материалов. Этот метод мышления всегда пользуется наибольшим влиянием среди широких кругов общества, и потому надо надеяться, что именно позитивистический эмпиризм медленно и постепенно привьет обществу мысль о возможности непосредственного восприятия внешнего мира и таким образом проложит дорогу также для интуитивизма.

MAX Эрнст (1838–1916) – австрийский физик и философ, субъективный идеалист. Признавал вещи «комплексами ощущений». Исходя из философии Юма, М., по существу, отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции, как не данные в «опыте». В соответствии с махистским «принципом экономии мышления» описание мира должно включать только «нейтральные элементы опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Mах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, т. обр., к различию «функционального отношения», в котором рассматриваются «элементы»: физическое исследование состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов», психологическое – в анализе отношения человеческого организма к «элементам». Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир – “комплекс ощущений”, задача науки – их описание («Анализ ощущений», 1886).

АВЕНАРИУС Рихард (1843–1896) , швейцарский философ. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа; выдвинул теорию "принципиальной координации", согласно которой "без субъекта нет объекта" (без сознания – материи).

С конца XIX в. происходят серьезные открытия в области физики. Прежде всего, это открытие радиоактивности и открытие квантово-механического строения вещества. Вследствие этого возникает представление о том, что материя исчезает. Оказывается, чем глубже физик проникает в тайны познания материи, чем глубже он погружается в микромир, тем отчетливее ему представляется, что материи как таковой, в нашем понимании этого слова, нет – материи как вещества, как того, что воздействует на наши органы чувств. Поэтому возникает кризис в физике, связанный с тем, что у физики как бы исчезает ее собственный предмет – вещество. Физика всегда занималась изучением материальной природы, а поскольку природы как таковой нет, то нет и предмета для изучения.

Этот кризис, хотя и по-разному, пытаются решить Мах и Авенариус. Они утверждают, что кризис вызван именно тем, что в умах физиков, в умах ученых устоялись старые философские предрассудки, которые и привели к возникновению кризиса в самой физике. Основным предрассудком является учение о материи. Материя есть не что иное как некое философское понятие, понятие о субстанции. Еще Конт показал, что такого рода понятие как субстанция есть не что иное как абстрактная метафизическая сущность, уводящая нас от познания фактов, от познания явлений. Наука же занимается познанием явлений, а не метафизических сущностей, каковой, в частности, является материя.
Поэтому физик должен отказаться от привычного понимания материи и исследовать только факты, опираясь на опыт. Философия же должна помочь физике в анализе ее опытного метода; отсюда название второго этапа позитивизма: эмпириокритицизм – критика опыта. Наука должна быть не рассудочной, а опытной, тогда никакого кризиса не возникнет. Есть опытное понимание микромира – будем его изучать, не выдумывая никаких абстрактных метафизических сущностей, какой является материя. Вот позитивистское решение этого кризиса.

Было бы несправедливо говорить, что это решение было бесплодным, поскольку именно такое представление о науке подвигло Альберта Эйнштейна на создание сначала специальной, а потом и общей теории относительности. (В теории относительности главную роль играет наблюдатель, относительно которого происходят все движения в мире: равномерные, прямолинейные, ускоренные и т. п.).

В нашей стране освоение и осмысление эмпириокритицизма отличалась рядом специфических особенностей. В силу обстоятельств, далеких от философского содержания и внутренней логики развития этой концепции, "русский" эмпириокритицизм оказался настолько тесно связан с российскими политическими событиями, что превратился из философского учения в идеологическую конструкцию, не так уж много сохранившую от первоначального содержания. Споры были далеко не философскими. Целью их было что угодно, но не установление смысла философских утверждений, и еще менее достижение истины. Самый известный из российских оппонентов эмпириокритицизма, В.И. Ленин, был прежде всего политическим деятелем, и для него самым важным стал как раз политико-идеологический аспект, который приобрел "российский" вариант эмпириокритицизма в силу причин, случайных для философского содержания этой концепции…

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=529