Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Неомарксизм

1. Ленинский этап развития исторического материализма
2. Западный марксизм
3. Собственно неомарксизм

Ленинский этап развития исторического материализма


1. Марксизм и Россия

По мнению Маркса, первые пролетарские революции должны были произойти в наиболее развитых капиталистических странах середины XIX века – Британии и Германии… Впоследствии уже названием своего первого памфлета «Что делать?» Ленин ясно намекнул, что он не желает больше терпеть теоретизирования старика-Маркса, которые, по его мнению, слишком много внимания уделяли пропаганде среди рабочего класса проекта идеального государства революционной сознательности.

Ленин скептически относился к идее стихийного роста классовой сознательности рабочих: «Мы говорили о невозможности социал-демократической сознательности среди рабочих в настоящее время. Эта сознательность может быть принесена им только извне. История всех стран показывает, что рабочий класс исключительно собственными усилиями способен развить только профсоюзное сознание...». Ленин верил, что революцию должны нести в массы интеллектуалы среднего класса. Он считал, что политическая сознательность, кроме неприятия эксплуатации, должна включать способность к организации радикальных действий. Ленин знал, что привести Россию к революции большевики могут только в случае радикальной модернизации марксистской доктрины.

Согласно учению ортодоксального марксизма, доказывавшего, что революция и коммунизм последуют за эпохами феодализма и капитализма, феодальная Россия в 1917 году не была еще готова к революции. Ленин не собирался ждать идеальных революционных условий в России, и его руководство партией большевиков основывалось на прагматизме. В соответствии с его верой в то, что революция будет взлелеяна интеллектуалами среднего класса, Ленин сформировал из большевиков авангардную партию – элитное формирование, занимавшееся разработкой истинных революционных ценностей и стратегических планов их осуществления.

Чем больше Ленин отталкивался от марксизма как от идеологии, тем важнее было ему показать для своей партии, что марксизм есть чистейшая наука, поскольку из этого следовало, что партия должна была заниматься развитием марксизма и его внедрением… Вопреки прозрачности такой политической авантюры впоследствии был создан миф о большой научности марксизма, поскольку будто бы его теория «осуществилась» в России (сама собой) как, скажем, осуществляется притяжение яблока к земле. Однако до сих пор миф о «победоносных социалистических революциях в ряде стран» является основой деятельности коммунистических и рабочих партий во всем мире.

2. Ленинский вклад в марксистскую этику

Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего общего с философской моралистикой, ограничивающейся моральными призывами и утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве окружающего». Марксистская философия не следует образцам ни философской, ни религиозной моралистики. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно, для людей, живущих в наличие данных условиях, в конкретной исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свободы и универсального развития индивидов.

В политико-экономических трудах (первые варианты «Капитала») Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда и, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост “свободного времени”. Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.

Преодолевая собственную природу со свойственными ей усреднениями и ограничениями, достигая понимания собственной всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.

В работе Ленина «Задачи союзов молодежи» делается показательный вывод из положений диалектики. Поскольку нет ничего абсолютного и все относительно, то в первую очередь нет абсолютной нравственности. Об этом говорит Ленин прямым текстом: для коммуниста нет абсолютно вечных нравственных истин, для коммуниста нравственно то, что служит интересам диктатуры пролетариата. И этим все сказано: нравственности нет, нравственно то, что выгодно диктатуре пролетариата. А это что значит? Естественно, человек, знающий марксизм, знает и о роли партии в революции – партии с ее дисциплиной принципом демократического централизма. А это в свою очередь означает, что нравственно то, что выгодно товарищу Ленину. Т. е. коммунистическая нравственность – это на самом деле натуральная безнравственность.





Западный марксизм


У истоков западного марксизма стоят Д. Лукач (1885–1971), Корш (1886-1961), А Грамши (1891-1937). Эти теоретики не приняли философских тезисов Второго Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием «марксизм-ленинизм». Суть расхождения в философском плане (а оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистско-натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

В противовес экономическому детерминизму Д.Лукач и К.Корш старались обосновать роль исторического субъекта (вслед за Марксом и Энгельсом этим субъектом они считали пролетариат). Они разрабатывали марксизм как философию активного практического действия, органически включающего в себя фактор сознания, мышления. Подход к обществу с точки зрения взаимодействия основных противоположностей – субъективного и объективного, человеческого и вещного – для Лукача и есть диалектика, представляющая собой и метод мышления о мире, и способ участия в его преобразовании. Такой диалектики нет в природе, а потому Лукач отвергал диалектику природы Энгельса, тем более что приравнивание общества к природе ведет как раз к объективистскому детерминизму, которого Лукач всячески стремился избежать.

А.Грамши выступал против той систематизации, которая закрепилась в советской философии. С его точки зрения, не должно быть разделения на диалектический и исторический материализм; вся марксистская философия социальна и исторична, потому что она не претендует на всеобщие абсолютные истины, признавая себя – как и всякую философию – лишь частью общества, частью идеологической надстройки на определенном этапе ее развития. Такое понимание философии Грамши обозначал как “историцизм”, «тождество философии и истории». Развитие общества не может быть понято только сквозь призму экономики, или политики, или идеологии; только из их взаимодействия можно объяснить общественное развитие и стать его активным участником.

Собственно неомарксизм


Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, – проблему человека и гуманистического обновления марксизма и проблему эффективности марксизма как научной теории. Соответственно в неомарксизме выделяются два главных направления: гуманистическо-диалектическое и сциентистское.
1. Гуманистическо-диалектическое направление

Гуманистическо-диалектическое направление, поставив в центр своего внимания человеческую проблематику с такими ее категориями как сущность и существование человека, субъект и объект, практика, отчуждение и снятие отчуждения, развернуло с этих позиций критику существующего общества как враждебного человеку, негуманного и бесперспективного.

Одни философы, отталкиваясь от марксизма, уходили от него, строили собственные концепции. Таковы «критическая теория» и «негативная диалектика» франкфуртской школы и «философия надежды» Эрнста Блоха.

Другие попытались синтезировать тезисы философии практики и отчуждения с немарксистскими философскими идеями. Таковы фрейдомарксизм, экзистенциалистский марксизм, феноменологический марксизм. Многие выступили продолжателями идей Д.Лукача и А. Грамши (будапештская школа и итальянский марксистский историцизм). Наследницей марксовской философии практики провозгласила себя группа «Праксис».

2. Сциентистское направление

Сциентистское направление, поставившее себе задачу понять степень научности марксизма, представлено 3-мя течениями. Это

1) «феноменологический марксизм» в Италии,

2) «структуралистский марксизм» во Франции и других странах,

3) аналитический марксизм, распространившийся в Англии и США и стремящийся переработать марксистскую теорию с помощью строгих методов современной науки (моделирование, теория рационального выбора, теория игр, модальная логика).

В западном марксизме выделяется группа крупных исследователей проблем развивающихся стран и капитализма как мировой экономической системы (С.Амин, А.Г.Франк, И.Валлерстайн), представители критической социологии, марксистского феминизма, марксистски ориентированного экологизма.
3. Обзор

Таким образом, марксистская философия эволюционировала в своем развитии, и в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является до некоторой степени результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

Долгое время марксизм был дискредитирован страшными событиями в СССР. Но сейчас эта печать постепенно снимается с него, и может быть он еще сможет омолодиться…

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=549