Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Энгельс. “Диалектический материализм” как разновидность натурфилософии

Немецкий материализм

Энгельс предложил собственную интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между «консервативной» системой и «революционным» методом.

Энгельс вполне сознавал эвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики» и, опираясь на нее, определил 3 закона диалектики: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания».

В целом же диалектику Энгельс определил как «науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Он стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания, считал, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Тем самым он дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики.

Своей законченной формы материализм достигает в диалектическом материализме ("диамате"), разрабатывавшимся прежде всего Фридрихом Энгельсом (1820–1895). Он заключается главным образом в объяснении объективного, не зависящего от человеческого познания процесса развития материи. Таковая понимается не статически, а как находящаяся в постоянном становлении, подчиненном 3 законам:

– закону перехода количества в качество;

– закону единства и борьбы противоположностей и

– закону отрицания отрицания. Материя диалектически развивается по средством столкновения противоположных тенденций и сил, снимающих друг друга на более высоком уровне. Саморазвитие материи происходит "скачками", дискретно, в "перерывах постепенности".

Энгельс показывает это на примере развития ячменного зерна: зерно падает в землю и там уничтожается ("отрицается"). Из него появляется растение, а из его отрицания (отмирания) вновь возникает зерно, но уже на более высокой ступени – превратившись во множество зерен. На этом же примере видно действие 2-х других законов: так, противоположности зерна и растения, взаимодействуя, сменяют друг друга. Это происходит и через изменение количества (здесь – клеток), которое выступает предпосылкой перехода в качественно иное состояние: от семени к растению.
Вся материя развивается по этому закону взаимного перехода противоположностей; на его основе толкуется и история. Один из виднейших советских диссидентов, крупнейший знаток марксизма Александр Зиновьев говорил о том, что КПСС предлагала массам одно из наиболее мощных и правдивых типов мировоззрения.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=554