Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Маркс. Учение о стоимости

Марксизм

1. Накопление стоимости

Стоимость товара рассматривается им прежде всего как «концентрированное рабочее время». Стоимость у него – субстанция.

Сущность капитализма Маркс исследует в работе «Капитал». По мнению Маркса, товар интересует капиталиста не сам по себе, он заинтересован лишь в увеличении капитала (денег). Формула развитого капитализма: «деньги – товар – деньги (увеличенные)».

Источником прироста капитала маркс считает прибавочную стоимость: при производстве товара капиталист отдает производителю – рабочему – отнюдь не все, а оставляет часть средств себе. Капиталист "покупает" рабочую силу на свободном рынке. Рабочий не только отрабатывает рабочее время, необходимое для своего существования, но и в добавочное время создает неоплаченную прибавочную стоимость.

Деньги делают возможным накопление стоимости (а не как в обмене).

В «Капитале» Маркс утверждает, что буржуазная или капиталистическая система с необходимостью содержит в себе классовый антагонизм. Ведь меновой стоимостью является, так сказать, кристаллизованный труд. Иными словами, стоимость есть вложенный в нее труд. Но капиталист присваивает себе часть этой стоимости, выплачивая рабочему жалованье меньшее, чем стоимость произведенного товара. Он, таким образом, ущемляет и эксплуатирует рабочего. И эта эксплуатация может быть преодолена только упразднением капитализма. Маркс, разумеется, ссылается на тогдашние злоупотребления в экономической системе, к примеру на практику удерживания зарплат на максимально низком уровне. Но эксплуатацию нельзя понимать только в этом смысле. Ибо раз принимается так называемая трудовая теория стоимости, из нее с необходимостью следует, что капиталистическая система включает эксплуатацию или ущемление рабочего. И выплата высоких жалований не изменила бы этого факта.

2. Анализ функционирования капиталистического общества

Маркс понимает, что схема организации феодального общества была слишком сложна для того, чтобы ее можно было свести к одному простому классовому антагонизму, вроде того, что существует между помещиками и крепостными. Но в капиталистическом обществе, которому он, естественно, уделяет наибольшее внимание, мы можем заметить, доказывает Маркс, все большее упрощение. Ведь капитал имел тенденцию концентрироваться в руках немногих, в огромных синдикатах в большей или меньшей степени транснационального или всемирного характера. В то же время многие мелкие капиталисты, разорившись, попали в разряд пролетариата[24], который тоже постепенно приобретал интернациональный характер. Стало быть, мы имеем дело с 2-мя основными классами, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Термин “эксплуатация”, разумеется, подразумевает необходимость многочасового труда за нищенское жалованье. Но хотя Маркс и в самом деле обличает злоупотребления ранних этапов индустриальной революции, главный смысл этого термина для него технический, а не эмоциональный. Согласно учению, изложенному в «Капитале», стоимость товара в целом есть, так сказать, кристаллизованный труд, его субстанция; она есть следствие труда, затраченного на его производство. Поэтому система жалованья связана с необходимостью эксплуатации, независимо от величины выплаченного жалованья. Ведь капиталист в любом случае обворовывает рабочего. Тот факт, что данный капиталист – гуманный человек, который изо всех сил старается увеличить жалованье и улучшить условия труда, не меняет базовой ситуации, представляющей собой необходимый антагонизм этих двух классов.

3. «Капитал» и общество отчужденного человека



1. Особенно основательно Маркс исследует возникновение и сущность капитализма, т.е. производственные отношения своего времени. В своем основном экономическом произведении, «Капитале», маркс исходит из принципов, разработанных английскими экономистами: стоимость товара рассматривается им прежде всего как "концентрированное рабочее время".

Денежная экономика не только затушевывает общественную сущность труда, но и делает возможным накопление стоимости – в противовес примитивному обмену. Такое накопление – цель капиталистического способа хозяйствования. От отношения "товар – деньги – товар" он переходит к формуле "деньги – товар – деньги", причем товар становится лишь путем к скоплению в руках капиталиста все больших денежных сумм. Последний организует производство не для обслуживания личных нужд, а для все нового производства. Источником этого прироста маркс считает прибавочную стоимость: при производстве товара капиталист отдает производителю – рабочему – отнюдь не все, а оставляет часть средств себе. Капиталист "покупает" рабочую силу на свободном рынке. Рабочий не только отрабатывает рабочее время, необходимое для своего существования, но и в добавочное время создает неоплаченную прибавочную стоимость. Эта взаимосвязь – важнейший источник отчуждения. В условиях разделения труда рабочий теряет всякий контакт с продуктом своего труда.

Он чувствует, что капиталист его эксплуатирует, а собратья конкурируют с ним. Анонимная власть денег отчуждает его от собственной сущности. Такие отношения "не оставили между человеком и человеком никаких иных уз, кроме голого интереса, кроме бесчувственного „чистогана".

Маркс подтверждает выводы, сделанные ранними, или утопическими, социалистами – Сен-Симоном (1769–1825) и Ш. Фурье (1772–1837). Как и они, он требует упразднения частной собственности. В противовес утопическим социалистам Маркс в соответствии с принципами исторического материализма говорит о неизбежном развитии общества к коммунизму.

Эта неизбежность устанавливается научными методами в ходе исследования внутренней механики капитализма – поэтому Маркс говорит о "научном социализме. Продолжающаяся концентрация капитала приведет к его накоплению у все меньшего числа капиталистов, а пролетариат будет все больше нищать ("теория обнищания").

Циклические кризисы обнаруживают противоречивость системы, которая в конце концов будет уничтожена пролетарской революцией. Так же как некогда буржуазия отняла власть у феодальных владык, в этой последней классовой битве победит класс пролетариев. Эта революция обобществит средства производства и сделает труд коллективным. В итоге после ее завершения классы, а с ними и государство, отомрут.

2. Товарное, и особенно капиталистическое, производство делает фетишизм присущим повседневной практике. Ее элементарная форма – фетишистский характер товара, при котором происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения «кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с, 83). Фетишизм проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда, в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным или духовным) человеческой деятельности придается мистическая самостоятельность и могущество над людьми. Маркс показал, что корни фетишизма – в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций.




Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=557