Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Шеллинг. Трансцендентальный идеализм

1. Интеллигенции
2. Ход рассуждений
3. Этика Шеллинга (практическая философия)
4. Приложение к натурфилософии
5. Тождество противоположностей

Интеллигенции


Не менее натянутыми, хотя более близкими мыслям Канта и особенно Фихте, представляются идеи, высказанные Шеллингом в его системе трансцендентального идеализма – философии 2-го периода, где он показывает, как из субъекта возникает объект, демонстрируя 2-ю сторону тождества.

В этот 2-й период, особенно в работе «Система трансцендентального идеализма», Шеллинг пытается подойти к истине с другой стороны и стремится вывести природу исходя из субъекта.

Здесь для понимания учения Шеллинга важен термин "интеллигенция" – некоторый носитель интеллекта, субстанцию, которая может мыслить. Интеллигенция есть то, что имеет свойство интеллекта. Именно интеллигенция исследуется Шеллингом в трансцендентальной философии. Если философия природы, натурфилософия исходила из того, что для нее аксиомой является существование объективного внешнего мира, то трансцендентальная философия исходит из другой аксиомы, из уверенности в том, что существует лишь субъект, "Я". Поэтому основным принципом трансцендентальной философии является принцип скептицизма. Именно эту линию неосознанно развивали все философы античности, когда пытались сомневаться в существовании внешнего мира. Особенно радикально этот поворот был виден у Рене Декарта. Но, как показывает Шеллинг, это – лишь одна часть истинной философской системы.

Ход рассуждений


Трансцендентальная философия начинает с повального сомнения и в результате этого сомнения приходит к убежденности в существовании только субъекта, только мыслящего фихтевского "я", или кантовского трансцендентального разума. Здесь на первых порах Шеллинг рассуждает подобно тому, как рассуждал в свое время Фихте. Если для человека единственной достоверной реальностью является "Я", то философ в трансцендентальной философии начинает с положения, что "Я" полагает "Я". "Я" мыслит и созерцает только лишь себя. Но "Я" созерцает себя ограниченным и в этом ограничении себя оно понимает, что существует некоторое "не-Я".

Если существует "не-Я", то, значит, оно воздействует на "Я", а поскольку кроме "Я" ничего не существует, то значит это "не-Я" есть аффицирование "Я" самим себя со стороны самого себя (самоаффицирование). То есть "не-Я", объект познания возникает из самого же субъекта, из самого познающего "Я". Поэтому "Я" созерцает себя ощущающим (когда сознается, что существует еще "не-Я"). Поэтому следующий факт, который наблюдает мыслитель (трансцендентальный философ) – это факт уже не созерцания, а ощущения, ощущения объективного мира. Таким образом возникает представление о внешнем мире.

Этика Шеллинга (практическая философия)


На этом же этапе Шеллинг исследует и 2-й раздел трансцендентальной философии – практическую философию. Трансцендентальная философия есть философия, состоящая из 2-х частей: теоретической философии, исследующей познание, и практической философии, исследующей свободную, т. е. нравственную деятельность человека. В субъекте совпадает и познавательная деятельность, и нравственная. Но законы, которые познают ученые, и свобода противоречат друг другу. Это очевидное противоречие свободы и необходимости, поэтому разрешиться оно может только в более высокой, всеобъемлющей философии.

Эта философия может быть основана только на принципах, превосходящих человеческий разум. Таким учением для Шеллинга является принцип предустановленной гармонии. Шеллинг высоко оценивал Лейбница и всю его философию. Он писал: "Какую работу Лейбница я ни возьму, какую фразу ни прочитаю, везде видна огромная мысль. И нет такой работы, в которой бы Лейбниц не изложил свое гениальное видение". В преодолении противоречия свободы и необходимости возникает понятие целеполагания – предустановленная гармония существует ради какой-то цели.

Целеполагание, о котором Кант говорил в "Критике способности суждения", опять же обнаруживается в субъекте, т. е. философ вновь, как бы уходя от субъекта для разрешения противоречия между необходимостью и свободой, возвращается к субъекту. И вообще Шеллинг указывал, что этот круг в философии не есть порочный круг, а, наоборот, признак действительной системы философии, ибо истинность системы как раз и состоит в том, что философия в своем последнем пункте возвращается к своей исходной точке, из которой она исходила. То есть истинная система всегда должна быть системой всеохватывающей, цикличной, круговой.

Итак, в "Системе трансцендентального идеализма" самосознание рассматривается как высший принцип знания. Таковое продуцирует как себя само, так и – посредством бессознательного продуцирования – мир объектов. Я как субъект тождественно Я как объекту, поскольку, мысля себя, оно превращает себя в объект.

Приложение к натурфилософии


В его натурфилософии природа как субъект есть абсолютная продуктивность, а природа как объект – абсолютный продукт. Если бы существовала только чистая продуктивность, то не возникло бы ничего определенного. Поэтому от конечных форм должно исходить некоторое противодействие – ограничение. Причина этого ограничения заключена в самой природе, поскольку она становится объектом для себя самой. Благодаря этим противодействующим силам природа постоянно находится в становлении.

Мнимо самостоятельное существование продуктов в действительности есть их непрерывное репродуцирование, беспрестанное уничтожение и возникновение. Шеллинг наглядно представляет это в виде потока, который благодаря сопротивлению находящихся в нем предметов образует определенной формы водоворот. Ведь обратное течение в этом водовороте возникает благодаря силе самого потока. И обе силы, противодействуя, сохраняются в постоянном обновлении. Вся природа одушевлена продуктивной жизнью. Даже так называемое анорганическое – это всего лишь пока еще не пробудившаяся, дремлющая жизнь. "Даже так называемая мертвая материя есть всего лишь дремлющий, словно опьяненный конечным мир животных и растений...".
§5. Тождество противоположностей

Исходным пунктом своего учения Шеллинг фактически делает тождество противоположностей – субъекта и объекта. Но сам метод – принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) – он фактически берет у Николая Кузанского. Хотя Гегель сам считал, что его диалектика имеет своим источником учения Платона и Аристотеля, однако в действительности, отменяя закон непротиворечия, сформулированный Аристотелем в качестве фундамента как логики, так и онтологии, Гегель следует за Кузанцем (то обстоятельство, что сочинения самого Николая Кузанского не были известны Гегелю, не меняет дела: идеи Кузанца оказывали сильное опосредованное влияние на мышление Нового времени).

При этом Шеллинг применяет принцип развития, разработанный Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы.

В учении Шеллинга преодолевается характерное для трансцендентального идеализма Канта, а в определенной мере и Фихте, противопоставление мира природы как феноменального и мира свободы как умопостигаемого: обе сферы рассматриваются Шеллингом как развивающиеся из единого Начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" обоих. Абсолютный субъект Фихте, никогда не утрачивавший связи с индивидуальным сознанием, превращается у Шеллинга в божественное Начало мира, сближаясь со спинозовской субстанцией. Философия природы и философия тождества Шеллинга – это объективный идеализм, главная задача которого – показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума. Возникновение многого из единого – проблема, которой занимались еще античные философы, с попыткой ее решения связано возникновение древнегреческой диалектики. Однако представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были созданы в эпоху Возрождения у Николая Кузанского и Джордано Бруно. Не случайно Шеллинг часто обращается к творчеству Бруно, пантеизм которого значительно ближе ему, чем этический идеализм Канта и Фихте.

Лит: Лега В.П. Лекции по истории западной философии

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=576