Интенция | Все о философии

25.03.2009 - Гегель. Логика сущности

Гегель

Чтобы найти корни бытия, следует идти вглубь, этим и занимается логика сущности Следует вспомнить, что слово «сущность» в немецком — «Wesen» — происходит от причастия глагола «быть», «gewesen» В определенном смысле это значит «отраженное в мысли бытие», свернутое в понятии бытие, конденсированное в себе. Греческое понятие «сущность» («to ti en ernai») латиняне переводили как «quod quid erat esse» («то, что было бытием»), подчеркивая смысл «бьггия как отраженного в мысли и конденсированного в себе». Стало быть, логика сущности изучает мысль, идущую в основание бытия, желающую видеть, что скрывается за его поверхностью.

Посредством трех основных категорий — 1) рефлексии, 2) феномена и 3) актуальной реальности — Гегель указывает три ступени углубления в основание бытия кажимое, являемое и полностью манифестируемое Ясно, что между чистой видимостью и полной проявленностью — диалектическая связь взаимообратимости.

Принципы тождества и непротиворечия, сформулированные Аристотелем, и леибницианский принцип достаточного основания, с точки зрения Гегеля, сугь законы рассудка, а не разума «Что все тождественно себе (А = А) и, в негативе, А не может быть в одно и то же время А и не-А, — это принцип не истинного мышления, а абстрактного рассудка» Истинное тождество сохраняет в себе различия, пусть и в снятом виде.

Не так просто понять роль противоречия в системе Гегеля. «Все противоречиво в себе в этом истина и суть вещей» «Один из самых тяжелых предрассудков старой логики состоит в непонимании, что противоречие — такая же сущностная детерминация, как и тождество Если и необходимо удерживать две эти детерминации как раздельные, то именно противоречие следует считать более глубоким и более существенным Ибо тождество есть не иначе как определение простой непосредственности, мертвого бытия, напротив, в противоречии — пружина любого движения и витальный корень У всего живого есть инстинкт активности, постольку поскольку оно противоречиво изнутри» 'Это можно выразить и таким образом, что бесконечное непротиворечиво только в смысле неустанного преодоления противоречивости конечного.

В этом месте логики Гегель подтверждает известное еще со времен Ансслъма онтологическое доказательство существования Бога Критику Кантом этого доказательства он находит несостоятельной «Если исходить из положения Гегеля о совпадении мышления и бытия, то думать о Боге без мысли о Нем как сущем невозможно В привычных нам силлогизмах в основание Абсолюта, как кажется, помещается конечное бытие, если есть конечное, значит, есть Абсолют. На самом деле истина — в противоречивой природе конечного, которое потому несамостоятельно, а значит, Абсолют есть»

В этой части «Логики» Гегель рассматривает знаменитые теоретические фигуры «Истину» пары «субстанция—акциденция» он видит отраженной в паре «причина—следствие» Отсюда он двигается ко всем последующим выводам логики сущности Всякое следствие имеет, в свою очередь, причину, и так до бесконечности. Но это не прямолинейный прогресс, а замкнутый на себя круг. Мы имеем дело со взаимодействием, в котором причина и следствие, активное и пассивное отождествляются.

Таким образом, из сферы необходимости мы переходим в сферу автономии, а значит, свободы (ведь взаимодействие подразумевает автокаузальность, а не гетерокаузальность) Так совершается переход от сущности к понятию.

Лит: Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=592