Интенция | Все о философии

26.03.2009 - Последователи: Эдуард Шпрангер (1882–1963) и его “понимающая психология”

1. Последователь Дильтея
2. Учение о жизненных формах человека
3. “Понимающая психология”

1. Последователь Дильтея

Эдуард Шпрангер (Spranger) – немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. Ввел сам термин “понимающая психология”. Шпрангер сформировался под влиянием Дильтея.

2. Учение о жизненных формах человека

В своем главном труде – «Жизненные формы» (1921) он развил культурфилософскую интерпретацию основных типов человеческого существования. Эти типы, по Шпрангеру, жизненные формы, остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни, исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надиндивидуальными духовными образованиями.

Шпрангер выделяет 6 жизненных форм или культурно-психологических типов, каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т.д.

1) Так, для теоретического человека высшая форма деятельности, определяющая характер всех его жизненных проявлений, – познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения.

2) Экономический человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов “теоретика” тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности.

3) Эстетический человек – тот, кто “все свои впечатления преобразует в выражения”. Его специфическая форма мотивации – “воля к форме”, выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, “построение и оформление самого себя”, универсализация эстетического видения, тотализация форм.

4) Для социального человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова.

5) Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека – это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое, напр., для него – лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории.

6) Религиозный человек – тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания.

3. “Понимающая психология”

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп.

Вслед за Дильтеем Шпрангер считает, что душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Налицо стремление объективировать субъективное.

В свою очередь, объективное Шпрангер выводит из “жизненности”, которая выступает в виде “структур” или даже “организмов”. Одной из таких структур является общество – надиндивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы. Но, как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, непознаваемы для нас в их подлинном строении. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общества, структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию». А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов – жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончат, восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.

Т. к. отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры – долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, т. е. внутрикультурные целостности в надиндивидуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.



Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=646