Интенция | Все о философии

26.03.2009 - Дильтей: Эволюция взглядов Дильтея

1. Кантианское начало
2. К философии жизни
3. Исходить из данностей жизни
5. К проблеме истолкования
6. Универсальность герменевтики

1. Кантианское начало

Философские взгляды Дильтея формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать (расширить) на область общеисторического знания.

Дильтей поначалу исходил из веры в то, что философские открытия Канта, сделанные им для естественных наук, могут и должны быть теперь повторены применительно к другой, гуманитарной области знания. В этом смысле Дильтей и говорит: «Мне кажется, что основная проблема философии заложена на все времена Кантом» и «Мы должны продолжать дело трансцедентальной философии».

2. К философии жизни

Однако в процессе работы Дильтею становилось ясно, что решить эту задачу по аналогии с методом, предложенным в кантовской «Критике», невозможно. Необходимо вновь обратиться к самим основам философии с тем, чтобы теоретико-познавательную постановку вопроса расширить до анализа человека и человеческого мира в целом. Следует изменить перспективу: вместо человека как познающего субъекта, вместо разума исходным должен стать человек как он есть, “целостный человек”, “тотальность человеческой природы”, “полнота жизни”. Здесь Дильтей, казалось бы, резко расходится с Кантом. Уже на первых страницах предисловия к «Введению в науки о духе» (1883) это расхождение выражено со всей отчетливостью. Дильтей писал: «В жилах познающего субъекта, сконструированного Локком, Юмом и Кантом, течет не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как чистой мыслительной деятельности. Меня же психологическое и историческое изучение человека вело к тому, чтобы положить его – во всем многообразии его сил, как желающее, чувствующее, представляющее существо – в основу объяснения познания». Познавательное отношение, согласно Дильтею, уже изначального жизненного отношения, в которое первое оказывается включенным. Это приводит к «“снятию” Я как субъекта мысли», ибо, как поясняет Дильтей, «эта отнесенность [к действительности], не есть представление, как ее выражает отношение субъекта к объекту, но вся жизнь целиком».

Однако Дильтей изо всех сил опасается противопоставлять свой замысел философии Канта: он предпочитает считать себя продолжателем трансцендентализма. Но место чисто познавательного субъекта у Дильтея теперь занимает жизнь во всей полноте ее творческих потенций. Поэтому философию Дильтея по праву называют “философией жизни”.

3. Исходить из данностей жизни

Под “философией жизни”, Дильтей понимает «определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией», более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека. К мыслителям, представляющим такой стиль философствования, Дильтей относит Марка Аврелия, Монтеня, Эмерсона, Ницше, Толстого.

Но “философия жизни” в дильтеевском понимании не означает более некую философию о жизни как о наиболее близко ее касающемся предмете. Новый принцип методической строгости Дильтей видит в том, что философствование должно исходить из жизни: «Главный импульс моей философской мысли – желание понять жизнь из нее самой». Решение вопроса о том, что должно быть исходной отправной точкой мышления, источником живого, целостного опыта, диктует и сам принцип философствования: отказ от всех внешних по отношению к жизни – “трансцендентных” положений, опору только на то, что “дано” самой жизнью.
4. К пониманию жизни

Нацеленность на понимание жизни отличает Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок так называемых “жизненных философий” выделяемых им (от Аврелия до Толстого) мыслителей, равно как и от иррационалистических течений философии жизни, в которых первенство в постижении жизни отводилось интуиции, инстинкту.

Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что это исторически ориентированная философия жизни: «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия “жизнь” и “историческая действительность” часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как “живая”, наделенная живительной исторической силой: «Жизнь .... по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества ...». Аналогичным образом, в одном и том же смысле употребляются Дильтеем понятия “категории жизни” и “категории истории”.

5. К проблеме истолкования

В связи с постановкой проблемы понимания жизни Дильтей необходимым образом столкнулся с вопросом о том, как вообще возможно «научное познание единичных личностей» и каковы средства его достижения.



Ключом к решению проблемы научного познания духовно-исторического мира становится у Дильтея анализ понимания, которое может иметь различные градации – в зависимости от интереса, испытываемого человеком к рассматриваемому им предмету. В высших своих формах понимание доводится до специализированного искусства, которое в его применении к фиксированным жизненным высказываниям Дильтей называет истолкованием или интерпретацией.

История зарождения и развития этой особой дисциплины, связанной с правилами и закономерностями истолкования текстов или других, в принципе с текстами сравнимых документов человеческого духа ведет свое начало о первых попыток толкования Библии. К середине 19 века наука об истолковании – или герменевтика – приобрела благодаря работам Шлейермахера более или менее законченную форму. Одной из центральных ее проблем является так называемый “герменевтический круг”: с одной стороны, смысл произведения как целого должен быть понят из отдельных его частей – слов, предложений, и т. п.; с другой стороны, понимание отдельных частей уже предполагает некоторое общее понимание целого, без чего вырванные из контекста слова зачастую кажутся бессмысленными.

Традиционная герменевтика интересует Дильтея как «интерпретация сохранившихся в тексте остатков человеческой жизни». Однако понимание самой жизни, очевидно, не может быть аналогичным пониманию любой предметной области – человеческая жизнь не позволяет определить себя как “предмет” или “текст”. Поэтому по отношению жизни нельзя занять и некую внешнюю ей “исследовательскую” позицию, подвергать ее рассмотрению как нечто имеющееся: ведь если – в соответствии с замыслом Дильтея – исходным становится “целостный человек”, “полнота жизни”, то проживаемая и переживаемая человеком жизнь, разворачивающая себя в определенных жизненных отношениях, образует ту первичную реальность, вырваться за пределы которой оказывается невозможным ни мысленно, ни физически. “Архимедовой точкой”, отталкиваясь от которой можно было бы построить систему достоверного знания, не может стать и никакая другая единичная жизнь.

6. Универсальность герменевтики

Понимание жизни может быть развернуто только из себя самого и постепенно расширено за счет переработки и усвоения нового опыта. Так оказывается, что основывающийся на “герменевтическом круге” метод филологических наук становится основой любого познания человеческой жизни.

Сформировавшуюся в различных частных гуманитарных науках методику понимания Дильтей впервые попытался применить в более общем плане – к человеческой жизни в целом, что дало исследователям основание называть Дильтея основателем философской герменевтики. Надо, однако, учесть, что термин “герменевтика” Дильтей применительно к собственной философии практически не употребляет. Впервые это сделал Хайдеггер в лекциях 1919-1925 гг. Новый импульс развитию темы “Дильтей и герменевтика” был дан в шестидесятых с появлением работы «Истина и метод» Г.-Г. Гадамера. Сам же Дильтей вплоть до самых поздних своих работ считал, что основоположения наукам о духе дает психология, а не герменевтика.

Разумеется, философская герменевтика лишена преимущества герменевтики филологической, для которой возможно непрерывное возвращение к постоянному тексту. Жизнь не только трудносхватываема в каждый конкретный момент, но не поддается и интроспективному методу, ибо любое осмысление жизни или жизненных отношений неуловимым образом видоизменяет предмет рассмотрения, деформируя его в соответствии с ожиданиями исследователя. Поэтому путь понимания должен, вести через так называемые “объективации жизни” – термин, функция которого в философии Дильтея родственна пониманию объективного духа Гегелем, т. е. через образования, которые жизнь произвела из себя и в которых косвенным образом узнает себя самое.

В соответствии с этим, метод философии жизни базируется, по Дильтею, на триединстве переживания определенных жизненных состояний и процессов, выражения (термин, который Дильтей употребляет в качестве синонима для “объективаций жизни”) и понимания.

К концу своей жизни Дильтей пришел к учению о мировоззрениях: мировоззрение сводится к человеческой позиции и разным жизненным установкам. Самого человека и его философию надо снова погрузить в исторический поток и тогда в истории обнаруживаются три типа философий, которым соответствуют три жизненных установки. Если господствует рассудок, возникает позитивистский материализм; если преобладает чувственная ориентация, получается объективный пантеистический идеализм; а преобладающая волевая ориентация дает идеализм свободы Платона, христианства или Канта. Философия, как все человеческое, целиком релятивна. «Релятивность любого вида человеческой точки зрения есть последнее слово исторического мировоззрения, все в процессе текуче, ничто не пребывает». Своим релятивизмом и выдвижением жизни вместо разума философия Дильтея, содержащая еще многие другие стороны, оказала большое влияние на последующую философию.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=653