Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Учение Платона о государстве

1. Идеальное Государство
2. Теория государственного устройства
3. Платоновский проект государственного устройства
3. Учение о формах государственного управления
4. Поздний проект Платона

Идеальное Государство


1. Идеальный Полис

Сократические школы (киренаики, киники и их последователи) все были практиками, и даже настолько, что отрицали теорию. Платон же считал, что практике может помочь лишь правильная теория.

Общественная жизнь для Платона – глубоко онтологична, поскольку в вечном мире пребывает великий образ Государства. Он верил, что в сфере эйдосов есть некий «Идеальный Полис», который мыслился им в виде слаженного организма, все части которого связаны и служат друг другу.

По отношению к теории государства Платон выступает как художник: взирая на невидимый обычными глазами идеал, он хочет выразить его, веря, что это – не просто его схемы, а выражение чего-то объективного.

Платоновское понимание идеального государства сыграло важную роль в истории умственной жизни – оно стало моделью для подражания многими др. мыслителями, которые тоже задумывались об общественном устройстве.

2. Единая правда

Платон рассматривал государственный порядок есть воплощение морального состояния граждан. Сами же нравственные принципы, коренясь в вечном Добре, которое должны определять жизнь каждого человека. Отсюда делался вывод, что социальное переустройство неотделимо от внутреннего преобразования людей. Действительно, если отрицать объективное значение справедливости, то непонятно, напр., почему плохо неравенство и угнетение, – ведь горькие для одних, они вполне устраивают других. Поэтому отказ от единой правды обычно приводит лишь к смене форм несправедливости .

Устройство государства определяется его целью – господством справедливости, высшего блага. Лишь то государство истинно, достойно этого имени, которое устроено сообразно этой цели, основано на ясном сознании истинного идеала. Всякая другая форма как основанная лишь на удовлетворении насущных материальных потребностей человека, – не истинна.

Теория государственного устройства


1. Аналогия с душой как исходный принцип государственности

1. В основу теории государства Платон положил свое учение о душе. Обоснованию общественной позиции посвящен обширный трактат философа, который так и называется – «Государство». Трем началам души соответствует социальная структура полиса: в нем трудятся ремесленники, его защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы. У философов преобладает разумное начало души, или мудрость, у воинов – воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения, которые, однако, должны быть умеренными. Этому тройственному составу души и общества соответствует классификация основных добродетелей, к которым греки относили мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Мудрость – добродетель правителей-философов, мужество – добродетель воинов, а умеренность – добродетель трудящегося сословия.

Четвертая добродетель – справедливость является общей для всех граждан государства.



2. Существенная черта платоновского учения о государстве – постоянное проведение параллели между ним и индивидом: как душа, по платону, делится на 3 части, так и государство состоит из 3 сословий. Если в душе 3 начала (разумное, вожделеющее и яростное), то и в идеальном государстве должно быть 3 рода людей.

Собственно говоря, Платон говорит о 2-х родах: о стражах и ремесленниках, однако из стражей следует выбирать более мудрых – философов, которые и будут управлять государством. Следовательно, в гос-ве появляются 3 рода людей, в которых главенствует одно из трех начал. Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом и он управляет государством; если яростное – то он страж, он защищает государство; если вожделеющее – то человек будет ремесленником, он должен работать и не вмешиваться в дела стражей и философов.

Миру идей, душе мира и телу мира как основным элементам структуры космоса должны соответствовать в государстве 3 сословия свободных граждан: правители (философы), воины (стражи), дельцы (ремесленники и земледельцы). В душе каждого человека соответственно выделяются три части: разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая. Каждой части души, как и каждому сословию в идеальном государстве, должны быть присущи свои добродетели: разумной (правителям) – мудрость, яростной (воинам) – мужество, вожделеющей (ремесленникам и земледельцам) – умеренность.

Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные, – справедливость. Платоновское понимание справедливости существенно отличается от понимания ее предшествующими философами. Справедливость, по Платону, есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства. Справедливость в нем достигается при условии, что каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других.

А поскольку привязанность к матер. миру лишает возможности созерцать идеи и воплощать их в социальном бытии, то управляющие сословия идеального государства – философы и стражи не должны иметь ни семьи, ни собственности. Кроме того, наличие общественного воспитания детей и общей собственности у управляющего класса позволит, по Платону, решить главную проблему политического управления – проблему сочетания личных и общественных интересов и тем самым сделает государство устойчивым и стабильным.

Эти мысли Платон развил в своей книге «Государство». В ней Платон не описывал реальные процессы, а высказал свои представления о наилучшей из возможных форм государственности. Т. обр., его учение ближе всего к утопии.

2. Причина государств в слабости индивидов

Государства создаются нашими потребностями, превышающими наши возможности по удовлетворению этих потребностей. Человек стремится к удовлетворению потребностей, это влечет за собой образование все новых и новых профессий, появляются совсем ненужные профессии, среди которых Платон называет цирюльников, поваров, гетер и т. д. Возникает армия, это приводит к войнам и пр. несчастьям.

Возникновение гос-ва связано у него не с тягой людей к построению гос. форм, а со слабостью отдельных индивидов. Платон считал, что общество складывается не случайно, а потому что люди нуждаются друг в друге.



3. Связующее звено – труд

Нечто связывающее людей есть труд. Маркс потом писал, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого полиса («города-государства»). От природы будучи наделен лишь немногими способностями, человек вынужден примыкать к другим людям. Общество тем совершеннее, тем более развито, чем совершеннее развит в нем принцип разделения труда, который позволяет каждому посвящать себя одной деятельности, одному призванию, находя в деятельности других восполнение своей собственной. Культурное развитие Афин, необычайное техническое совершенство, достигнутое ими в различных сферах искусства и промышленности, обусловливается именно этим разделением труда. Оно обусловливается самой природой чел. деятельности, самим разнообразием способностей человека, и постольку оно представляется справедливым: всякому свое дело, свое призвание на пользу личную и общую; и каждый должен делать свое дело, отправлять свою функцию в общественном организме, не вмешиваясь в посторонние дела и обязанности. Следовательно, основа общности – разделение труда.

Платоновский проект государственного устройства


1. Критические наблюдения Платона

Платон видел, что в Афинах, как и в др. греч. гос-вах – демократических в особенности – страдает самое главное изо всех дел, самая важная из всех функций общ. организма – дело управления государством, в которое вмешиваются ремесленники всяких цехов, воины, купцы, иногда простая чернь. Между тем как всякое ремесло или искусство требует спец. знаний и подготовки, самое великое "царственное искусство" не требует ни знания, ни специального воспитания и подготовки: ибо к нему всякий считает себя призванным, кто только имеет возможность достигнуть власти. В одних государствах власть попадает в руки богатых, в других – в руки бедных; и здесь и там правящие классы преследуют свои личные интересы, а не благо целого, которого они не знают.

С т. зр. эгоизма, захват власти представляется высшим благом, обеспечивая удовлетворение страстей. Но рассмотрение жизни обществ показывает, что борьба классов обусловливает разложение общ. строя, ослабление и гибель государства и самих правителей, ведя их к неизбежным катастрофам. Эта катастрофа естественна, поскольку самый строй государства, противный разуму и природе и не направленный к общему благу, заключает в себе начало разложения.

2. Забота об особом сословии

Отсюда мысль Платона – образовать и воспитать путем соц. подготовки особое сословие, правящий класс, ремесло и призвание которого состоит исключительно в государственной службе. Поскольку основы справедливости нужно искать в мире духовном, то для управления городом более всего подходит человек, приобщенный к истинной мудрости. Значит, управлять государством должны философы, познавшие мир эйдосов. 2-я группа будет охранять гос-во, это – полицейская функция, остальные – земледельцы, ремесленники, – питатели, необходимы для того, чтобы доставлять материальные средства для существования. Т. обр., общество распадается на 3 соц. группы: учители (воспитатели), правители (администрация и охрана) и трудящиеся (все остальные).

Нечто подобное он видел в спартанской аристократии, но она была все же полит. партией, кот. преследовала свои сословные, родовые и имущественные интересы, господствуя над остальными. – Правящий класс Платона не есть привилегированное, а служилое сословие; чтобы быть совершенным стражем общегос. интересов, оно не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущ. интересов. И весь проект философа рассчитан на то, чтобы уничтожить всякий своекорыстный интерес в сословии "стражей", путем воспитания и коммунистич. строя жизни. С этой целью он прежде всего упраздняет в этом классе всякую частную собственность (в отличие от пром. и земледельческого класса). "Стражам" запрещено касаться золота и серебра или иметь что-либо свое: они имеют общий стол, общие жилища, и, поскольку вся деятельность их направлена на общую цель охранения гос-ва от внешних и внутр. опасностей, низшие сословия – класс управляемых – доставляют им все необходимое. "Стражи" ведут лагерную жизнь, воспитанные в суровой простоте, чуждые всякой роскоши или изнеженности. Сами женщины подчиняются всецело той же дисциплине.



3. Упразднение семьи

Уничтожив частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство интересов. Только там, где никто не называет ничего "своим" или "не своим", исчезают алчность, корысть, любостяжание, раздоры и тяжбы. Задушевность семейных связей переносится на гос-во, всеобщее братство делается реальным.

Уничтожая семью в классе "стражей", Платон вовсе не предполагает беспорядочность сожительства. Признавая, что в совместной жизни мужчин и женщин явятся связи, он считает нужным подчинить их строгому контролю гос-ва с целью воспрепятствовать вырождению военного класса. Женщины производят детей от 20 до 40 лет, мужчины – от 25 до 55; браки устраиваются правителями путем тщательного искусственного подбора брачующихся – с целью произведения наилучших детей в определенном числе, сообразно потребностям полиса. Браки торжественно освящаются в установленные празднества – одновременно между всеми предназначенными в данный срок женихами и невестами. Всякий ребенок, прижитый вне брака, считается незаконным и отвергается. Женщины принадлежат не каждому в отдельности, но государству, которое распределяет жен и мужей во взаимное временное пользование, сортируя браки.

[За пределами 40 лет для женщин и 55 для мужчин им разрешаются половые отношения за исключением кровосмешения между родителями и детьми. Степени родства определяются так: всякий ребенок, родившийся между 7-м и 10-м месяцем после торжественного заключения брака, считается ребенком всех тех мужчин и женщин, которые тогда вступили в браки. По-видимому, брак заключался на время, а не на всю жизнь; отличившиеся на войне пользовались особыми преимуществами: на них чаще падал выбор, и им приготовлялось большее число браков].

Дети также должны быть общими, т. е. составлять собственность всего гос-ва. Сразу же после рождения они отнимаются у матерей и отсылаются в особое учреждение, где им назначаются особые няньки. При этом принимаются всевозможные предосторожности, чтобы ни отец, ни мать не узнали своего сына, но все считали бы друг друга родственниками, почитая в старших отцов и матерей и признавая в младших своих детей.

4. Уничтожение различий в социальном положении полов

Далее Платон предполагает уничтожить и различие в соц. положении полов. Оба пола равно способны к полит. деятельности. Так, в армии своего гос-ва он допускает амазонок и в оправдание равенства между мужчинами и женщинами для военной службы приводит в пример охотничьих собак, которые без различия пола делают свое дело. Женщины высшего класса у Платона не занимаются хозяйством. Чтобы уничтожить семью и частную собственность, надо превратить женщину в амазонку. Платон остается верным себе и в "женском вопросе": он уравнивает женщин с мужчинами не в интересах женщин, а в интересе своего гос-ва, которому подчиняется все.

5. Подготовка к предназначению

Каждый уже с детства приготовляется к своей будущей деятельности, будет ли он причислен к классу философов, или воинов, или ремесленников. Назначение в то или другое сословие зависит от усмотрения и выбора сведущих правителей. Будущие правители и попечители подготовляются к своему призванию обучением математическим наукам, музыке и гимнастике. Мальчики и девочки получают одинаковое воспитание.

Граждане низшего класса, которые гораздо многочисленней своих "стражей", пользуются частной собственностью; но задача истинного правительства состоит в том, чтобы воспрепятствовать развитию пауперизма (массовой нищеты) и скоплению капитала в частных руках, поскольку и то и другое дурно отражается на производстве, на развитии техники и нарушает гармоническое равновесие общества.

Таким путем достигается внутреннее органическое единство государственной жизни, которого Платон не находил ни в одном из греч. государств, раздираемых борьбою партий, сословных и имущественных интересов. Гос-во должно быть таким же внутренне единым целым, как тело живого существа: граждане должны чувствовать себя членами этого тела, членами друг друга, восполняя один другого.

Учители – это элита, которая должна управлять государством в интеллектуальном смысле. Счастливым может быть только государство, управляемое философами, – оно идеально, в нем люди счастливы, так как они живут в счастливом государстве. Если счастливо государство, то счастливы и граждане. Для того, чтобы такое государство существовало и функционировало, необходимо соответствующее воспитание граждан. Философы воспитываются с детства из числа наиболее способных "стражей", но вступают в коллегию верховных правителей не ранее 50-летнего возраста, испытанные до того времени в исполнении общих обязанностей стражей – на войне и в гражданских должностях. Они должны быть тверды в своих правительственных убеждениях, умудрены опытом и избираются самопополняющеюся коллегией правителей лишь в том случае, если докажут свои способности.



6. Воспитание будущих граждан

Стража и правители-философы должны вести правильную политику в области деторождения, чтобы не рождались больные и увечные дети. Государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин, которые будут рождать здоровое потомство. Этих детей тут же отделяют от родителей, так как семья, по мнению Платона, есть причина многих зол и бед в нашем мире. Семья претендует на обладание какой-нибудь собственностью, а дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, от этого и возникают различные противоречия.

Если же ребенок не будет знать своих родителей, то он, выходя на улицу, в каждом мужчине может предполагать своего отца, а в каждой женщине – свою мать, и он ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением. Соответственно и взрослые будут любить всех детей. Больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять, чтобы они не мешали счастливому росту государства. Семья не должна существовать.

Дети должны жить отдельно, мальчики и девочки воспитываются одинаково, поскольку отличие их только в силе. Женщины впоследствии могут быть и стражами, и философами, т. е. выполнять те же обязанности, что и мужчины.

Воспитание также должно быть соответственным. Из мифов необходимо убрать воспоминания о несправедливости богов, о том, что воины боятся смерти, убрать изнеженную музыку, изнеженное искусство. Платон все же признает необходимость искусств, ибо если воспитывать людей только посредством гимнастики, то можно воспитать грубых людей, а если при помощи одного искусства – то изнеженных. Необходимо гармоничное сочетание гимнастики и искусства.

Вообще же, цель воспитания – заставить представителей 1-го и 2-го класса занять свое место. У них отменяется семья, воины вступают во временные браки по указанию правителей. Дети сразу после рождения отбираются у матери и отдаются на воспитание гос-ву (как у некоторых животных). Читать им дают только строго проверенные книги. Для Платона в основании всей государственной жизни лежит воспитание.

7. Жизнь правителей

Поскольку никакая форма государственного устройства не ограничивает правителей, то благо общества зависит исключительно от их усилий, реализуемых через развитие приобретенной мудрости. Такая подготовка предусматривает:

1) начальное воспитание: музыку, поэзию и гимнастику (до 20 года жизни);

2) обучение наукам: математике, астрономии, гармонии (в течение 10 лет);

3) обучение диалектике (философии) (5 лет);

4) практическую деятельность в государстве (15 лет);

5) затем они принимают на себя управление государством либо предаются созерцательной жизни.

В течение всей жизни они подвергаются строгим испытаниям; в итоге отбираются немногие способные к деятельности правителя-философа. Успехи юноши должны были строго оцениваться, и если по каким-нибудь критериям считалось, что он не подходит для дальнейшей ступени, он отсеивался, и из отсеянных комплектовался второстепенные институты управления. На высших ступенях воспитания и образования, когда уже вся сумма необходимых знаний усваивалась, такого человека можно постепенно подпускать к власти в форме стажера, а где‑то после 50 лет он мог становиться участником управления государством. – Первые 2 группы являются привилегированными, потому что нужно иметь специальные качества (знания или физ. данные), а 3‑я группа – это все остальные. Правители-философы отличаются особой одаренностью, всесторонне совершенствующейся в ходе 50-летнего образования. В их лице мудрость должна объединиться с властью. Первые 2 группы должны иметь умственные и физические данные, значит, предполагался отбор среди остальных людей.

8. Коммунизм

Люди владеют всем сообща. Такой коммунизм нужен Платону, поскольку и семья, и собственность, отвлекает от управления гос-вом. Люди воспитываются так, чтобы не знать личных потребностей и всегда быть готовыми жертвовать всем ради отечества. Поэты, которые не отвечают духу государства, изгоняются. Ради блага людей стражи будут зорко наблюдать за тем, что едят граждане, во что одеваются, как развлекаются. – Молодые люди должны подвергаться тщательному воспитанию и образованию, система образования строго продумана, должна преследовать утилитарную цель – будущая государственная и общественная деятельность этих людей, а не индивидуальное развитие. Платон совершенно не принимает в расчет личность. Не гос-во у него служит личности, а человек – гос-ву. Для Платона люди – это неудачно поставленные на шахматной доске фигуры, и их необходимо расположить в правильном порядке. Философу важна не каждая из них, а общая схема, которую он намечает с решительностью полководца. Платон уверен, что едва только будет установлен предложенный им порядок, как в гос-ве воцарится счастье. Фактически, Платон впервые создал проект «закрытого» авторитарного государства, которое определяет для всех граждан цели, интересы, вкусы и даже моду. Функции власти чрезвычайно расширены Платоном: он присваивает ей право распоряжаться и в экономической, и в культурной, и в религиозной сферах. Здесь гармония обретается ценой свободы.

Поскольку оба высших сословия должны целиком посвятить себя благу об-ва, платон заранее исключает любую корыстную мысль, вводя общность имущества: частная собственность запрещена. Общими являются также женщины и дети. (Т. обр., стражи не имеют причины пользоваться своей силой внутри общества.). Даже деторождение регулируется государством с целью отбора лучших. Как дельность (арете) индивида связана с преобладанием в нем разумного начала, так и дельность всего государства зависит от того, господствует ли в нем философия, т. е. правители-философы. Сословие стражей воплощает мужество (ярость), вершина которого – отвага. По аналогии с вожделеющим началом души сословию земледельцев подобает сдержанность. А вот справедливость как добродетель реализуется и в человеке, и в государстве не в индивидуальной деятельности, а в гармонии, возникающей из сочетания конкретных видов деятельности. Так возникает тоталитарное гос-во, целиком присваивающее себе результаты деятельности своих граждан.

Третья группа населения – непривилегированная – крестьяне и ремесленники должны жить, как и жили, – традиционный образ жизни и мораль: семья, собственность, можно иметь богатство. От них требовался лишь труд, а всё остальное осуществлялось под охраной и руководством привилегир. групп.



9. Идеализм Платона

Не забудем, что в глазах Платона истинный идеал реальнее ложной действительности. Он обладает высшею правдой сам по себе, независимо от того, осуществлен ли он в действительности, или существует только "в небесах"; он один естестественен, вытекая из истинной природы человека. Если действительные гос-ва не согласны с этим идеалом, тем хуже для них: заключая в себе нечто противное разуму, правде, природе человека, они осуждены на гибель. И сила Платонова "государства" – именно в его совершенном единстве. Одна тысяча "стражей" есть уже самое сильное изо всех войск, как по своей дисциплине, по своей военной специализации и подготовке, так и потому, что она всегда найдет себе союзников, уступая им военную добычу или опираясь на какую-либо из враждующих партий в неприятельском государстве. Впрочем, Платон мечтает об объединении эллинов для совместного военного предприятия против "варваров". Рабами могут быть только варвары, а не эллины.

В средневековом строе Европы мы находим троякое деление об-ва, соответствующее мысли Платона; духовенство, провозгласившее себя единым носителем бож. правды, требовавшее безусловного подчинения себе светского меча. Место 2-го класса заняли светские владыки, рыцари и князья, сознававшие себя слугами духовной власти; наконец, вся остальная масса народа представляла из себя низший класс, деятельность которого исчерпывалась торговлей, промышленностью и земледелием.

Учения о формах государственного управления


1. Виды правления

В зависимости от обеспечения принципа справедливости государство может быть “правильным” (аристократия и монархия) или “неправильным” (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Ближе всего к “правильному” типу аристократия, где власть принадлежит «аристократам духа», мудрецам. Это может быть аристократическая республика или аристократическая монархия.

2. Монархия

Свое идеальное гос-во Платон называет монархическим, в нем правит одно, разумное начало (Такие гос-ва С. Франк называет монократическими по имени формы власти – “монократии”. У Платона монократией должна быть философская элита.). Устройство этого государства аристократично, т. е. основано на власти наилучших граждан. Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у Дионисия.

3. Неправильности

У неправильных государств есть свои причины возникновения. Если есть соперничество из-за собственности, то появляется частная собственность, появляются рабы – это гос-во уже неидеально, но еще не совсем плохое. Это тимократия – властью наиболее уважаемых граждан. Тимократический человек необразован, послушен власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем господствует яростный дух. Но тимократия – лишь переходное явление в изображенном платоном круговороте типов государства.

Хотя правители еще признаются, все же благодаря растущему влиянию денег уже вырисовывается следующая форма государства – олигархия. В ней власть отождествляется с собственностью, у власти окажутся наиболее богатые люди. В этой уже далекой от идеального гос-ва деградировавшей форме гл. роль играет богатство: "...в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи их на разные чаши весов, одно всегда будет перевешивать другое". Олигархия – власть немногих, у которых скапливается большое кол-во богатств. Они начинают почитаться в государстве, где нажива и деньги ценятся больше, чем добродетель. В олигархическом человеке господствует яростный, а не разумный дух, так как этим гос-вом управляют не способные, а богатые.

Богатые тратят деньги на что угодно, только не на оружие, в таком гос-ве растет преступность, и оно вырождается в демократическое. Люди, лишенные власти из-за малого размера их собственности, силой устанавливают демократию. В нем бедняки разгоняют богачей, власть распределяется по жребию. Здесь полная свобода, человек может не править, не подчиняться, а обнаруживать свое расположение к толпе. В дем. человеке берут верх вожделение, распутство, разнузданность, бесстыдство.

В таком государстве, в конце концов, кто-то захватывает власть и устанавливается тирания. Это – наихудшая форма правления, поскольку тиран уничтожает врагов, ведет войны, ненавидит мужественных, великодушных, умных и богатых.

Т. обр., “неправильные” государства (по нисходящей) – тимократия – власть военной знати, т. е. власть, основанная на добродетелях аффективной части души; олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с чувственной частью души; демократия – она вызывает у Платона особое неприятие, так как это власть толпы, недальновидного демоса, а на деле безвластие, подготавливающее все условия для наступления тирании – наихудшей формы правления. Проблему “правильного” государственного устройства философ детально рассматривает также в другом своем большом сочинении – «Законы».



Поздний проект Платона


В последний период «Законов» мы находим большую перемену в политическом учении Платона. В этом сочинении Платон отказывается от прежней несбыточной мечты и стремится приблизиться к действительности. Он уже потерял надежду на осуществление правления философов: он понял, что идеальное государство, в котором нет ни семьи, ни частной собственности, мыслимо лишь среди богов и сынов Божиих.

1. Принцип сообразования с действительностью

Законы по-прежнему должны основываться на разуме и знании истины; но они должны сообразовываться со страной и народом. Платон понижает свои требования; от правителей он требует лишь мудрости и благоразумия, а не философии.

Добродетель, составляющая цель государства, понимается уже в обыденном смысле и должна воспитываться равномерно во всех гражданах. Прежнее строгое деление на классы уничтожено; полноправные граждане все участвуют в управлении. Этим достигается согласие и свобода, изгоняется зависть и вражда. Ибо гл. цель государства – мир и свободное согласие. Воинские добродетели, игравшие прежде столь важную роль, занимают самое низшее место; наряду с разумом господствует свобода и дружба; везде царит пифагорейский идеал меры и гармонии.

В истинной конституции разумно соединены свобода и порядок, демократические, аристократические и монархические принципы. На этот поздний проект Платона, по-видимому, повлияла Солонова конституция. Его новое государство есть республика, во главе которой стоит совет из 360 ежегодно избираемых членов [потом это воплотит «страна Советов»?], в важнейших случаях (напр., при издании новых законов) созывается народное собрание. Граждане распадаются на 4 имущественных класса, причем ценз дает некоторые преимущества высшим классам. Полноправные граждане не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами. Частная собственность регулируется государством, которое дает гражданам наделы, обрабатываемые рабами. Резкие имущественные различия смягчаются; в государстве не должно быть ни чрезмерного богатства, ни нищенства. Максимум всего в 5 раз превышает минимум имущества.

Однако, брак и семейная жизнь по-прежнему подчиняются контролю государства. Воспитание граждан остается главнейшею задачей государства, которую оно преследует путем особых учреждений, и в этом воспитании значительную роль играет нравственное образование характера, упражнение воли.

О философии и диалектике как подготовке к политической деятельности нет более и речи. Вся научная часть образования ограничивается математикой и астрономией. Платон говорит: «Две вещи дают твердое основание для страха Божия – сознание превосходства духа над телом и признание того разума, который управляет светилами небесными».

2. Религия вместо философии

Место философии занимает религия, причем Платон предпринимает религиозную реформу в пифагорейском духе. Все государственное устройство закладывается на религиозных началах. Боги, демоны и герои играют самую видную роль. Ими санкционируются законы, ими стоит государство, все части которого распределяются между отдельными божествами. Жертвы и богослужение составляют одно из важнейших занятий граждан. Верования основываются на законах и предании, и всякое нарушение законов есть такое же нечестие, такой же грех против богов, как кощунство и святотатство. Религия должна быть очищена от безнравственных мифологических элементов; но основы народного политеизма остаются незыблемы.

Таковы общие черты этого нового проекта Платона. Несравненно более умеренный, чем проект «Республики», он является результатом компромисса между идеалом и той дурною действительностью, которая оказывается вполне неспособной к его осуществлению.

3. Учение о Злой Душе Мира

Поэтому взгляд на действительность – еще более мрачный. Платон признает наряду с разумной, доброй душой и благим Богом – действие злой души во Вселенной. Зло в мире есть общее начало. И как все доброе, целесообразное в природе необъяснимо без признания доброй души, благого разума, – так и присутствие зла в мире, злые стремления, сопротивления благу указывают на существование злой души, злого начала.

1.С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
2.В.С.Соловьев - Теоретическая философия
3. Другие

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=66