Интенция | Все о философии

23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов

Атомистическая интерпретация четырех элементов связана прежде всего с пересмотром предшествующих натурфилософских трактовок первоначала. Как сообщает Лактанций, «древние философы утверждали, что все состоит из четырех элементов: Демокрит не соглашался с этим, чтобы не казалось, что он идет по дороге, проторенной другими.

Но он утверждал, что и сами эти элементы восходят к каким-то началам, которых нельзя ни видеть, ни осязать, ни ощущать какой-либо частью тела». Этому свидетельству Лактанция вторит Диоген Лаэртский: «Демокрит держится таких взглядов: атомы... носятся и таким образом порождают все соединения — огонь, воду, воздух, землю. Ведь и они — соединения неких атомов». Из свидетельства Софония мы узнаем, что эти четыре элемента выступили у атомистов в качестве посредников между собственно первоначалами — атомами и пустотой, и обычными, природными телами: «Демокрит считал... По его мнению, атомы и пустота — начала природных тел, в том числе, очевидно, и первых четырех элементов, подобно тому как эти четыре элемента — начала составленных из них сложных тел».

Симпликий (вслед за Аристотелем) усматривает основание атомистической трактовки четырех элементов в переходе огня, воздуха, воды и земли друг в друга: «Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре элемента являются первоначалами сложных тел. И они, подобно пифагорейцам и Платону и Аристотелю, видя, что огонь, воздух и вода (и может быть, и земля) переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов».

Вопрос о том, какими конкретными характеристиками атомов и каким именно образом определяется своеобразие каждого из четырех элементов, атомисты разрешили, однако, не до конц последовательно. Приписав атомам огня вследствие их большей по сравнению с другими подвижности круглую форму, они ничего определенного не сказали относительно формы атомов воздуха, воды и земли, усмотрев их различия не в форме, а в величине. Как сообщает Аристотель, «какова и какого рода форма каждого из элементов, они не определили, но лишь (атомам) огня приписали форму шара. Разницу же между (атомами) воздуха, воды и других они видят в большей или меньшей их величине, считая, что их природа нечто вроде «полного набора семян» всевозможных элементов». Согласно свидетельству Сим-пликия, «из атомов с самой малой поверхностью образуется, по их словам, воздух, из больших — вода, из еще больших — земля, причем они отличаются между собой не формой, так как каждый из них (воздух, вода и земля) образуется из одинаковых и всевозможных форм».

Последующие философы, в частности Аристотель и Симпликий, вскрыли внутреннюю противоречивость атомистической трактовки четырех элементов. Они указали на то, что такое истолкование четырех элементов в терминах формы и величины лежащих в их основе атомов, призванное объяснить переход элементов друг в друга, на деле, однако, исключает возможность такого перехода. Как пишет в этой связи Аристотель, «если элементы неделимы, то невозможно, чтобы воздух, земля и вода отличались друг от друга тем, что (составляющие их частицы) больше или меньше по величине: ведь при выделении будут всегда оставаться тельца наибольшей величины, а они говорят, что именно таким образом вода, воздух и земля получаются друг из друга». Разъясняя эту мысль Аристотеля, Симпликий пишет: «Если утверждают, что земля образуется из воды вследствие выделения наибольших из частиц, находящихся в воде, то, поскольку дальнейшее выделение наибольших частиц может прекратиться из-за их отсутствия, после того как все наибольшие частицы будут уже выделены и из воды, и из воздуха, прекратится и образование земли из воды и образование воды из воздуха, так что должна существовать некая вода (такого рода), что из нее не может образоваться земля, и должен существовать воздух (такого рода), что он уже больше не может стать водой... Если же прекратится выделение наименьших частиц из-за их отсутствия, то уже не сможет образоваться из земли вода, а из воды воздух. Однако же мы видим, что всякая часть воды превращается в воздух и всякая часть воздуха — в воду. Если же огонь состоит только из шарообразных атомов, а прочие (три) элемента — из всевозможных, то окажется невозможным, чтобы из огня образовался какой-либо другой элемент и из других элементов — огонь (и чтобы так было) всегда».



Атомистическая теория четырех элементов использовалась Демокритом для объяснения происхождения жизни. Согласно Демокриту, растения появились раньше животных. Как свидетельствует Гермипп, «после того как вода на земле заняла соответствующее ей место, а затопленная земля постепенно приняла присущий ей вид под влиянием усиливающихся лучей солнца, все более ее высушивавших, прежде всего вырастают деревья, растения и особенные оболочки, похожие на водяные пузыри. Днем они согревались солнцем, а ночью получали тепло от луны и других светил. Спустя некоторое время, они лопнули и родили живые существа. (...) Из этих существ те, которые были допечены до полной готовности, оказались более горячими (и поэтому) самцами; наоборот, те, которым не хватило тепла, вышли вместо самцов самками. (...) И нет ничего удивительного в том, что в начале (мироздания) земля, смешанная с водой, произвела животных и растения. Ведь вполне естественно, что в воде содержится дуновение, а в нем заключена теплота, свойственная душе» . Таким образом, многообразные виды растений и животных образовались, согласно Демокриту, из основных четырех элементов (ближайшим образом — из смешанной с водой земли) под воздействием тепловых процессов, определивших помимо прочего и половую дифференциацию животного мира. Такая естественнонаучная гипотеза происхождения жизни по своему типу (но не по степени глубины и разработанности) ничем существенно не отличается от соответствующих гипотез современной науки, например от коацерватной гипотезы Опарина.

С точки зрения Демокрита, преобладание в тех или иных существах одного из четырех основных элементов определило расчленение животного мира на основные роды: летающих, водоплавающих, сухопутных и т. д. Как свидетельствует Диодор, «от теплоты поверхность (еще полужидкой земли) вздулась и некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей. Еще и теперь можно наблюдать в болотах и трясинах, как происходит подобное, когда по остывании земли воздух внезапно становится раскаленным; (это наблюдается), если такое изменение не происходит постепенно. (...) Эти влажные места вследствие нагревания в результате того процесса, о котором было только что сказано, стали нести живой плод, причем ночью они питались густым инеем, выпадавшим из окружающего воздуха, а днем отвердевали от жары. Когда, наконец, эти плодоносящие бугры увеличились до надлежащего размера, оболочки лопнули под влиянием солнечного жара, и появились на свет различные виды животных. (...) Из них те, которым было сообщено наибольшее количество теплоты, унеслись в верхние места и стали летучими; те, в составе которых преобладали землистые соединения, составили отряд пресмыкающихся и других сухопутных животных; те же, в которых преобладала влажная субстанция, устремились к местам, однородными с ними, и были названы плавающими. (...) Земля же вследствие солнечного жара твердела все более и более, так что, в конце концов, она оказалась неспособной производить сколько-нибудь крупных животных; все одушевленные существа стали уже рождаться от взаимного смешения» .

Таким образом, выдвигая естественно-причинное объяснение происхождения жизни и ее многообразных форм, Демокрит хотя и, косвенным, опосредствованным образом, однако все же основывается на своей атомистической доктрине.

Что же касается природы человека, то, согласно Демокриту, в отличие от растений, головой своей укорененных в земле и ведущих неподвижный образ жизни, и животных, ведущих подвижный образ жизни в соответствии с той или иной природной средой — воздухом, водой, землей, она характеризуется прежде всего преобладанием огненного элемента. «Человек получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту. Поэтому-то он, один из всех животных, стоит прямо и мало соприкасается с землей. Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы: поэтому в нем есть ум, разум и мысль, и он может исследовать сущее».

Важнейшая характеристика человека заключается в том, что он обладает душой, позволяющей ему не только действовать практически, подобно другим животным, но и, в отличие от них, познавать все сущее. В трактовке сущности души Демокрит методически проводит атомистический принцип, утверждая, что человеческая душа представляет собой не что иное, как совокупность атомов вполне определенной формы, а именно: атомов круглых, наиболее подвижных, соответствующих гибкости и высокой подвижности познавательной способности человека. Демокрит строит своего рода атомистическую психологию, материалистически истолковывая душу как совокупность круглых, подвижных «огненных» атомов, исключая тем самым саму возможность постановки проблемы идеального в ее собственном смысле, проблемы, необходимо встающей в связи с дальнейшим исследованием природы души и познавательной деятельности.

Согласно Демокриту, составленная из круглых «огненных» атомов душа, как и человеческое тело, в котором она заключена, не вечна, а смертна. Подобно тому как ее возникновение состоит в соединении 5 круглых атомов между собой, так и смерть души заключается в распадении ее на составляющие атомы огня, в потере связей между ними.

М. Н. АФАСИЖЕВ

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=694