Интенция | Все о философии

20.03.2009 - Значение атомизма

Система атомизма — одно из наиболее значительных интеллектуальных достижений античной культуры. Ее характеризовали как широта охватываемого ею круга проблем, так и глубина основополагающих философских принципов, достаточно строго и последовательно проведенных в процессе теоретического осмысления самых разнообразных явлений.

Универсальность, методологическая глубина и логическая последовательность атомистического учения явились главными причинами того, что оно оказало существенное воздействие на дальнейшие судьбы как самой философии, так и специально-научного знания. Вместе с тем одна из важнейших черт атомизма заключалась в чрезвычайно простом, но весьма эффективном и, что особенно важно, универсальном методе объяснения и интерпретации самых разнообразных явлений. Исходя из минимума предельно общих и простых теоретических средств (понятий атома, пустоты и присущего атомам движения), она притязала не только на универсальное теоретическое объяснение устройства Вселенной в целом, но и на истолкование и объяснение различных ее частей с присущими им особенными явлениями.

Эти достоинства атомистического учения и послужили в конечном итоге причиной того, что в истории европейской философии и науки атомизм приобрел статус перманентной интеллектуальной традиции. Вслед за Левкиппом и Демокритом это учение было принято и подвергнуто дальнейшему развитию Эпикуром, а затем Лукрецием Каром. Даже в эпоху средневековья, когда основная направленность теоретических интересов определялась признанием высшей ценности потустороннего мира (оборотной стороной этого средневекового идеала являлось забвение, игнорирование проблем и задач, относящихся к посюсторонней жизни, к существованию в этом «бренном» мире, а следовательно, признание известной неполноценности светской, «языческой» философии и еще ближе стоящей к жизни частной науки), атомизм не исчез, а выступил в качестве антипода христианской религии и религиозной философии, став предметом ожесточенной полемики и критики со стороны христианских теологов — «отцов церкви» (Лактанция, Дионисия, Тертуллиана, Августина и др.).

В эпоху Возрождения и в Новое время атомизм обрел второе дыхание, заняв достойное место на духовной арене. Его приняли Гассенди и его сторонники, отстаивавшие основные принципы учения в полемике с Декартом. В той или иной мере атомистическому миропониманию следовали не только профессиональные философы, но и крупнейшие ученые Нового времени, заложившие основания классической, опытно-теоретической науки: физики, химии и т. д. Атомизма придерживались, в частности, Ломоносов, Ньютон, Дальтон, несколько позднее — Менделеев и т. д Атомистическое учение послужило краеугольным камнем разработанной и почти общепризнанной к концу XIX столетия физической теории строения вещества и вместе с тем важнейшим теоретическим основанием различных форм метафизического, механистического материализма, принципиальная несостоятельность которых вскрылась лишь на рубеже XIX и XX вв. в результате существенного прогресса в физике, связанного с открытием сложной структуры самих атомов и последующим углублением физического познания в область субатомных явлений. Следует отметить, что атомизм не исчез полностью и в современной высокоразвитой, дифференцированной науке, а приобрел законные права гражданства, правда, в своем ограниченном познавательном значении, в концепции структурных уровней организации материального мира, войдя тем самым в «снятом виде» в корпус современной науки.

Атомистическое учение в целом достаточно всесторонне и основательно изучено как историками философии, так и историками науки. Вместе с тем исследовательский интерес к атомизму не охладевает и в наше время. Одним из важнейших стимулов этого интереса является, на наш взгляд, существенное расширение исходной базы исследования — круга фрагментов сочинений атомистов и свидетельств относительно их учения.

Надточаев А. С

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=701