Интенция | Все о философии

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика

Пифагорейское учение в целом характеризуется также тем, что в нем, пожалуй, впервые предпринята развернутая попытка более тесно связать общефилософские принципы с частнонаучными построениями и прежде всего с космологией и математикой.

Этими тремя моментами определяется наиболее существенный вклад Пифагора и его школы в развитие двух важнейших областей духовной культуры: философии и науки.

Исследование пифагореизма, определение его конкретного вклада как в развитие научных знаний (арифметики, геометрии, астрономии, акустики, теории музыки и т. д.), так и в прогресс философского познания наталкивается на ряд существенных трудностей. Помимо трудностей общего порядка, связанных с фрагментарностью, противоречивостью и недостаточной надежностью сохранившихся прямых и косвенных свидетельств о характере этого учения — трудностей, возникающих при изучении всех до-платоновских учений, обусловленных главным образом отсутствием полного корпуса первоисточников, существуют трудности, специфические для исследования собственно пифагореизма. Они заключаются не только в возможном существовании псевдопифагорейских сочинений (которые создавались по причине обожествления личности Пифагора в древности), но прежде всего в сложности вычленения конкретных этапов и форм этого непрерывно развивавшегося учения, в тесной переплетенности идей и принципов пифагореизма как с современными ему, так и с более поздними доктринами (учениями элеатов, Эмпедокла, Платона, неоплатоников и т. д.).
По этой причине пифагореизм до сих пор представляет собой относительно слабо изученную главу в развитии античной культуры и, в частности, ее философии и науки.

К концу XIX — началу XX в. доминирующая тенденция заключалась в стремлении разграничить, разделить различные фазы пифагорейского учения (в особенности отделить ранний пифагореизм). Эта тенденция характерна особенно для работ В. Дё-ринга и Э. Франка и в значительно меньшей степени для В. Вин-дельбанда, подчеркнувшего трудности вычленения ранней формы пифагореизма. Что же касается ряда современных исследователей античной философии и науки (таких, как У. К. Гатри, К. де Фогель, Г. Юнг и др.), то они отнюдь не склонны подчеркивать чисто религиозный характер ранней формы пифагореизма, а, напротив, трактуют его как в известном смысле единое, целостное учение, различные стороны которого (религиозная, философская, научная — преимущественно математическая) разрабатывались на всем протяжении его существования и развития.

Этот современный подход к исследованию пифагорейского учения характерен и для теоретической реконструкции его, предложенной П. П. Гайденко. Особенность этой реконструкции по сравнению с более ранними отечественными исследованиями пифагореизма заключается в том, что, опираясь на достигнутые результаты исследований прежде всего пифагорейской науки, автор аргументированно показывает органическую связь частнонаучных исследований пифагорейцев с их основополагающим философским принципом «в основе всего сущего лежат числа».

В отношении же имеющей важное теоретическое значение задачи адекватного воспроизведения исторического развития основной доктрины и вычленения в этом развитии конкретных этапов и соответствующих им особенных форм учения необходимо отметить следующее. В целом пифагорейское учение прошло длительную и сложную эволюцию, крупными этапами которой явились: древний, доплатоновский пифагореизм (от Пифагора через Филолая до Архита Тарентского); пифагореизм в той форме, в которой он был включен в платоновскую философию; неопифагореизм в форме неоплатонизма, венчающего собой развитие всей древнегреческой философии. В ходе этого исторического развития первоначальная, наивная форма, выраженная в философеме «все вещи суть числа» (причем числа понимались здесь в их непосредственной вещественной, материальной форме), сменилась строгим, глубоко и последовательно проведенным идеалистическим монизмом с верховным принципом Единого как божественной сущности, производящей соединение монады — начала всякого определенного единства (формы) с диадой — неопределенной двоицей (материей). Эти формы опосредствованы классической формой пифагорейской метафизики с ее основным принципом «число есть сущность всех вещей», развившимся в ее пределах до более глубокого принципа «начала чисел есть принципы как самих чисел, так и всех вещей». Этот последний принцип преодолевается впоследствии в неоплатонизме, преобразуясь в принцип Единого, возвышающегося над началами чисел и приводящего последние в определенную взаимосвязь. В процессе длительного исторического развития пифагорейского учения происходили не только пополнение запаса собственно математических истин посредством разработки проблем арифметики и геометрии, уточнение космологической концепции, развитие представлений в области музыки и связанное с именем Алкмеона формирование элементов теоретической медицины, но, что особенно важно, и углубление метафизических принципов с последующим их конкретным применением ко всем сферам частнонаучного знания, что привело в результате к последовательному идеалистическому монизму в неоплатонизме. Таким образом, развитие пифагорейского учения шло как вширь, так и в глубь, как в экстенсивном, так и в интенсивном смысле, причем в результате этого развития оба противоположных направления его оказались существенным образом взаимосвязаны, поскольку все расширяющаяся область частнонаучного знания одновременно получала свое философское осмысление и обоснование.

Надточаев А. С

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=718