Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Сочинения Платона

Сочинения Платона написаны главным образом в форме диалогов, основным участником которых выступает Сократ. Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей». В них нашли отражение важнейшие идеи всех прежних философских учений.

Один из величайших художников слова, он видел в своей литературной деятельности не самодовлеющую цель и не средство для распространения фил. воззрений, готовых результатов своей мысли, а средство для побуждения к фил. жизни. Этим объясняются и особенности диалогов Платона, которые не дают читателю готового изложения, а как бы заставляют его присутствовать в качестве молчаливого слушателя при процессе совместного искания истины, испытания, исследования тех или др. положений или вопросов. – Большею частью диалоги и не приводят к чему-либо иному, как к постановке той или иной фил. проблемы. Правда, в некоторых из них находим развитие фил. положений, решения тех или других фил. проблем. Но, если рассмотреть фил. деятельность Платона в ее целом, придется признать, что такие решения не составляли положений какой-либо догматической системы; это – фил. интуиции или фил. проблемы, идеалы, а не отвлеченные формулы. Платон оставался верен осн. диалектическому принципу философии, как ее понимал Сократ, т. е. вечного стремления к идеалу истины, которое не успокаивается на образах и подобиях этой истины, на отвл. формулах и положениях. Сравнение с искрой, из кот. возгорается внутр. свет, который затем питается сам собою, – как нельзя более удачно. Истина познается путем какого-то озарения, проблеска, интуиции в ответ на долгие усилия и искания. Эта истина ничем не заменима, и всякие чел. замены или изображения ее призрачны. Поэтому мысль философа, кот. хочет питать в себе возгоревшийся в нем свет, должна вечно сохранять свое стремление к идеалу.

В Платоне в огромной степени фил. скепсис, вечное сомнение во всяких фил. формулах и самый последовательный критицизм по отношению к ним глубоко сочетались с мист. идеализмом, с верой в идеал, познаваемый непосредственным созерцанием. Даже центральное учение Платона об идеях не было догматом в глазах Платона и его учеников; сам Платон не раз подвергал его крит. переработке, – и отдельные диалоги ("Софист" и "Парменид") носят следы того крит. рассмотрения и обсуждения, какому учение об идеях подвергалось в самой Академии. – Наш о. П. Флоренский писал: «Творения философов значительно позднейших давно уже пожелтели и высохли, спал их нарядный убор и стоят перед сознанием оголенные их схемы, как мерзлые деревья зимой. Но живы и будут жить претрепетные Диалоги Платона. И нет такого человека, который хотя бы одно время жизни своей не был платоником. Кто ведь не испытывал, как растут крылья души?» – Трудно перечислить всех мыслителей (в т. ч. и Отцов Церкви), которые так или иначе не испытали бы на себе влияние Платона. Христианские философы рассматривали учение Платона как пролог к Новому Завету. Платоново учение о высшем Божестве, духовном мире и бессмертии духа несомненно способствовало осмыслению Евангелия античным миром и помогло формированию хр. философии.

Творения Платона, этот высший памятник худ. прозы греков, отличаются таким необыкновенным мастерством формы, кот. свидетельствует, помимо гения, об огромной систематической работе, об изучении языка, делающем честь не только Платону, но и его учителям. Следуя общей моде своего времени и своему худ. гению, он в молодости писал и стихи, некоторые из кот. дошли до нас; так, он писал дифирамбы, оды, трагедии, эпиграммы и даже драмы, которые он, впрочем, сам сжег; следы его поэт. деятельности особенно заметны в ранних диалогах ("Лисис", "Хармид", "Лахес", "Протагор"), которые все изобилуют мн-вом драматических эффектов. – До нас дошли все подлинные сочинения Платона, о кот. только мы встречаем какое-нибудь указание у др. авторов. Сборник произв. Платона включает в себя 35 диалогов. Собрание соч. Платона впервые было составлено к концу III века (около 200 г.) Аристофаном. Из 35 диалогов, написанных в форме бесед Сократа со своими собеседниками, 23 считаются подлинными и авторство 11 диалогов подвергается сомнению. Одного из персонажей его диалогов зовут Сократ. Платон использует имя Сократа, конечно не случайно, это – не просто попытка прикрыться именем учителя, а стремление развить те положения, которые выдвигал Сократ. Где в диалогах Платона говорит исторический Сократ, а где устами Сократа говорит сам Платон, – определить трудно.

Диалоги Платона обычно разбивают на 5 групп по времени их написания.

В 1-ю группу входят те, в которых Платон чаще пишет о своем учителе: это «Апология Сократа», «Гиппий Меньший», «Лисий», «Хармид», «Алкивиад», "Критон", "Евтифрон", "Протагор", 1-я книга «Государства» (самого объемного соч. Платона) и «Лахес». Они служат одним из важнейших источников для изучения философии Сократа, поскольку воззрения, высказываемые ими, согласны с теми взглядами, которые приписывает Сократу Ксенофонт. Осн. положения: никто по своей воле не зол, добродетель есть знание, и цель философа – обличение мнимого знания. Отношение к софистам, торгующим этим мнимым знанием "оптом и в розницу", уже здесь является отрицательным. Сократ выступает как истинный учитель добродетели, потому что он указывает в ней действительный путь к счастью и в то же время открыл ее основание в самом принципе знания, т. е. в разуме.



Но уже и в этих ранних произведениях просвечивает тенденция, кот. привела Платона впоследствии к учению об идеях. Так, в "Хармиде" указывается, что белое считается таковым лишь по приобщению к белому цвету. Складывается тезис о том, что фил. истина есть идея; но идея, по его убеждению, имеет нрав. содержание и ценность лишь постольку, поскольку она является нрав. нормой чел. поведения. Так, в диалогах "Лисий" или "О дружбе" Сократ стремится доказать двум друзьям, что они не знают истинной дружбы; диалог кончается признанием, что истинная дружба имеет ценность лишь постольку, поскольку она обращена на предмет, достойный любви. Т. обр., здесь мысль Платона выходит уже за пределы сократовского понятия блага: Платон признает благо самозаконное как положительное начало. – 3 небольших диалога – "Евтифрон", "Апология Сократа" и "Критон" – относятся к процессу Сократа. Евтифрон изображает беседу Сократа о благочестии, причем эта беседа, в кот. высший идеал философа противополагается суеверию толпы, происходит при самом начале процесса. Апология – защитительная речь Сократа, а Критон – беседа осужденного Сократа о святости закона и о необходимости повиноваться законам гос-ва. В "Евтифроне" наблюдается заметное приближение к последующему учению об идеях. В поисках, за общим определением благочестия, Сократ требует от своего противника, чтобы он говорил не об отдельных благочестивых лицах или поступках, а указал на то общее начало, кот. сообщает благочестие всем частным лицам и поступкам и делает благочестивое благочестивым. Этот диалог изображает беседу Сократа с гадателем Евтифроном, затеявшим процесс против своего отца по рел. мотивам. Спор этот очень важен для освещения нрав. кризиса, кот. переживали все просвещенные умы того времени. Осн. вопрос: благочестивое, – потому ли оно благочестиво и свято, что приятно богам, или же оно именно потому им приятно, что оно само по себе благочестиво и свято, независимо от их санкции. Платон указывает на грубость господствовавших мифологических представлений, на неизбежные противоречия нрав. сознания, возникающие при политеизме. Он восстает против суеверия. Люди, говорит он, приносят жертвы богам, чтобы те взамен давали им блага. Народное суеверное благочестие сводится к торгу с богами. Для философа святое, или священное – свято само по себе, нравственное добро – самозаконно. – Полной ясности достигает эта сторона в Апологии. В глазах Платона Сократ явл. мучеником за идею, вдохновенным проповедником, для кот. служение добру было служением Богу.

Во 2-ю группу входят диалоги, в которых Платон проявляет уже некоторую фил. самостоятельность: «Горгий», «Менон», «Кратил», «Гиппий Больший», – там появляется термин эйдос. В действительной чел. жизни идеальные нормы добра, открытые Сократом, не только не осуществляются, но и не сознаются истинным образом. И тем не менее они обладают высшей правдой, высшей истиной, поскольку существует какая-то сверхчувственная, идеальная, благая действительность, доступная фил. разуму и составляющая предмет разумного чел. стремления.

Следующие группы представляют собой диалоги, где Платон выступает уже зрелым, самостоятельным философом. 3-я группа: «Пир», «Федр», «Федон» и последующие главы «Государства». Смерть Сократа убедила Платона в реальности высшей бессмертной дух. жизни. Таково впечатление, выносимое нами из чтения "Федона": если отдельные док-ва бессмертия души, приводимые в этом диалоге и влагаемые в уста Сократа, не выдерживают критики, то из всего гениального изображения этой предсмертной беседы Сократа создается впечатление одухотворенности Сократовой личности, сознание духовности чел. личности вообще; здесь утверждается идеал духовной, сверхчувственной жизни, высшая действительность и правда которой открывается в самой смерти Сократа. 4-я группа: «Теэтет», «Софист», «Тимей», «Парменид», «Политик» и «Критий». В них мы находим попытку глубже уяснить себе отношение чел. познания к идеалу истины. Платон сознает те трудности, кот. связаны с его теорией, и предлагает несколько различных попыток для их разрешения. Он полемизирует против односторонности мегарской школы, которая привела ее к видоизмененному нигилизму "Парменида". Он полемизирует против принципа отвл. единства элейских философов, противополагая ему принцип живого всеединства, пифагорейское единство во мн-ве. Эта пифагорейская струя все более и более усиливается в произведениях Платона под личным влиянием пифагорейцев, с кот. он сблизился в посл. период жизни. Идеи Платона сближаются с числами Пифагора.

5-я группа: единственный диалог «Законы», где нет Сократа (Как утверждает Вл. Соловьев, в этом диалоге он настолько отходит от идеала, к кот. стремился Сократ, что противоречит тому, что писал в ранних диалогах, и, вероятно, поэтому не упоминает имени Сократа. Все же «Законы» логически вытекают из положений, которые Платон развивал еще в раннем периоде, в диалоге «Государство»). В последний период своей фил. деятельности Платон значительно отклонился от своих прежних начал и сблизился с пифагорейцами как в силу личных симпатий, так и в силу фил. побуждений. Он отожествил свои идеи с числами пифагорейцев и, подобно им, признал началом всего сущего элементы чисел – "единое" и "беспредельное". Из этих начал образуется не только все чувственное множество, но и самые идеи, которые Платон признавал идеальными числами. Единое отожествляется с сущим и с благом, явл. образующей причиной всех вещей; беспредельное – с материей и получает все ее отрицательные свойства. Это – начало раздвоения, делимости (Платон называет его также неопределенной двоицей; как противоположное первому это – начало отрицания, множества, несовершенства, зла, – как у пифагорейцев.

Философских трактатов, в нашем понимании этого слова, Платон не писал. В этом смысле изучать Платона сложнее, чем, скажем, Спинозу, Канта или Локка, где есть четкая логика изложения трактата. У Платона каждый диалог – это живая мысль, поиск истины, причем в одном диалоге могут высказываться положения, противоположные мыслям, высказанным в других диалогах, что также затрудняет построение единой системы философии Платона. Он в основном только обучает нас мыслить. Платон – это «свободный художник» в области философии. Он смело прибегает к широким метафорам, и зачастую сам же явл. первым и глубоким критиком своего учения. – Философия Платона есть вечный поиск истины, она принципиально асистематична и антидогматична, а сила его поэт. дарования придает этому поиску эстетическую значимость. Философствование – это абс. свободная деятельность, взрывающая «окончательность» результатов научного познания, самокритичная. (Заметим, что первая критика «теории идей» принадлежит самому Платону.) Только человек, стремящийся к добродетели, движимый любовью к прекрасному, может стать философом.

С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
В.С.Соловьев - Теоретическая философия

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=73