Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Учение Аристотеля о государстве

1. Государство как энтелехия семьи
2. Государство как власть закона
3. Аристотелевская классификация типов государства



Государство как энтелехия семьи


1. Объединение семей

Государство Аристотель рассматривал как развитую форму предшествующих ему семьи и “селения”, по отношению к которым государство выступает как их энтелехия, конечная цель.

Аристотель считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т. е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Государство складывается по мере роста отдельных общин: изначально общину составляют двое (муж и жена, отец – дети, хозяин и раб); это семейная община; объединяясь, они затем составляют сельскую общину и в конце концов – полис как объединение множества сельских общин.

Как и платон, аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно существует ради счастливой и хорошей жизни. Лишь в нем может реализоваться личная добродетель. Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости. А в целом полис – это “большая семья”.

2. Государство как гарант общинной автаркии

Только полис гарантирует автаркию (т. е. самодостаточность, независимость и самосохранение) общины. Принцип организации полиса – его конституциональное устройство: "Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом".

Государство стоит выше семьи, выше частных лиц; оно относится к своим членам как целое к частям; оно есть первое по своей природе. Но во времени, в порядке возникновения – семья и община предшествовали государству. Сначала под влиянием естественного влечения образовалась человеческая семья, потом под давлением различных обстоятельств семьи сплотились в общины, из которых при дальнейшем развитии человеческого общества образовались государства.

3. Сохранение семьи и частной собственности

Что касается внутреннего порядка в государстве, то аристотель указывает, что для этого сохранение семьи так же необходимо, как и частной собственности: семья, по аристотелю, первичней сельской общины, а та – государства, следовательно, семью как природное установление надо предпочесть обществу, хотя именно государство главным образом ответственно за воспитание юношества.

В вопросе о частной собственности аристотель занимает промежуточную позицию. Общность имущества (по платоновскому образцу) он отвергает. Он пытается избрать средний путь, учитывая опыт Спарты, где «собственность остается частной, но ее использование доступно всем».

В государстве должны поощряться добродетели, способствующие достижению досуга, поскольку конечной целью войны является мир, а целью работы – досуг. Аристотель называет абсурдным взгляд, по которому хорошие люди – только те, кто не имеет досуга или ведет войны (верчусь как белка в колесе). В этом он видел обреченность Спарты.



4. Естественность рабовладения

Для внутреннего устройства общества аристотель считает безусловно необходимым рабство, считая, что оно свойственно человеку по природе, и неравенство вообще (напр, между мужем и женой), которые он также считает естественными установлениями. Варвар, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный. Но среди свободных мужчин должно царить равенство.

Рабовладение Аристотель считал естественным состоянием организации общества, поскольку, по его мнению, некоторые существа от рождения предопределены к подчинению, а другие – к господству.

5. Эмпирический поход

По Аристотелю, для построения нормального государства не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки реального человека. Не надо разрушать, а надо брать всё таким, каким оно создано по природе. В погоне за “абсолютно наилучшим” строем не надо упускать возможность просто хорошего.

В противовес Платону "эмпирик" Аристотель значительную часть своих сведений извлекает из сравнительных исследований. Так ему приписывают анализ 158 форм государственного устройства; правда, из этого сочинения сохранился только фрагмент – «Афинская полития». Кроме того, учитель и ученик не сходны в объеме своего реализма. платон разрабатывает свое государство в сфере идеального, Аристотель – возможного. "Следует не упускать из виду не только наилучшее государство, но и возможное".

6. Общественный утилитаризм Аристотеля

Идеальным философ считал такое государство, которое обеспечивает счастливую жизнь для наибольшего числа свободных граждан.

7. Естественная склонность к общности

В отличие от платона, аристотель усматривает причины возникновения государства не в стремлении индивидов компенсировать свою слабость, объединяясь друг с другом, а в их естественной склонности к общности. Классическим стало его высказывание: "Человек – по природе существо общественное". Язык для аристотеля – также указание на то что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться о том, что считать полезным, добрым и справедливым.

Человек живет не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни, половые и кровные связи, язык, врожденные нрав. инстинкты связывают его с другими людьми. Он нуждается в них и для наиболее успешной защиты от опасностей, и для удовлетворения насущных нужд, а также и просто для удовлетворения своих соц. инстинктов. Человек нуждается в общении с подобными себе не только для поддержания и улучшения своей телесной жизни, но также и потому, что лишь в чел. обществе возможно хорошее воспитание и упорядочение жизни правом и законом.

Цель совершенного общества – не исключительно экономическая. Государство, по Аристотелю, не есть экономическая ассоциация, и цель, которую оно преследует, не заключается в охране частных интересов; его цель есть высшее благо вообще, счастье граждан в совершенном общежитии, общение в счастливой жизни. Поэтому цель государства заключается не в завоеваниях или войнах, но в добродетели граждан и совокупности всех средств, необходимых для ее осуществления; как и у Платона, гуманное воспитание граждан в добродетели является главной задачей государства.



8. Государство не имеет сущности

Аристотель порицает Платона за его стремление в "Государстве" к исключительному единству, ложному и неосуществимому в государстве. Только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное; оно состоит не только из многих членов, но и из различного рода членов. Государство перестало бы быть государством, если бы в нем могло осуществиться отвлеченное единство Платона. Аристотель указывает, что в своем коммунизме Платон уничтожает ряд нравственных факторов, ряд конкретных связей, на которых зиждется общество. Источник споров и распрей вовсе не уничтожается при учреждении коммуны, а, напротив того, усиливается общностью владения.

Аристотель указывает, что эгоизм естествененен, что в известных границах в нем нет ничего дурного; нормальная любовь к семье есть своего рода нравственное начало, на котором зиждется государство, источник радостей и дружбы. Человек по самой своей природе более заботится о своем, нежели об общем, – и потому, уничтожая семью и частную собственность, коммунизм ослабляет энергию сильнейших двигателей человеческой деятельности.

Государство как власть закона


1. Государство как бесстрастный разум

Государственное устройство предполагает власть закона, который Аристотель определял как порядок и «бесстрастный разум». При этом законы управляют вообще, а каждое дело в отдельности решается в соответствии с законом наличной государственной властью.

Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель проводит классификацию типов государства. Государство делится по:

– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);

– качественному принципу (правильное и неправильное государство);

– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).

Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу.

2. Взаимодействие граждан и государства

Главная цель государства, по определению Аристотеля, состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. От граждан же требуется деятельно участвовать в делах государства, всемерно способствуя его совершенствованию. Настоящее искусство также призвано служить государству.

Аристотелевская классификация типов государства


1. Принцип классификации

Не соглашаясь с платоновским проектом идеального государства, Аристотель произвел собственную классификацию типов политического устройства. Он различал 3 правильные и 3 искаженные формы государства.

Принцип деления на правильное и неправильное гос-ва Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье. В государстве есть законы, а власть предержащие обязаны применять эти законы в защиту государства и его граждан. Гражданином же является тот, кто выполняет основные функции государственного устройства, т. е. участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому государства могут существовать во благо гражданам или во благо власть предержащим.

2. Правильные государства

К правильным Аристотель относил монархию, аристократию и политию (республику). Проводя их сравнительную оценку, он пришел к выводу, что самое лучшее государственное устройство то, в котором все эти 3 элемента гармонически соединены. При нарушении меры хорошие формы переходят в плохие: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.



Из 3 "правильных" форм Аристотель принципиально не предпочитает ни одной. Наиболее реализуемой и стабильной является полития (умеренное народовластие). Это – форма, смешанная из лучших сторон других форм и соответствующая сформулированному этикой принципу добродетели как середины между 2-мя крайностями: «Наилучшим является тот государственный строй, основу которого составляет среднее сословие, ... имеющее решающее значение и потому препятствующее перевесу одной из крайностей». В остальном на основе исторического анализа Аристотель делает вывод, что в каждом отдельном случае лучшим будет тот строй, который наиболее соответствует стране и потребностям ее граждан.

3. Неправильные государства

Есть и неправильные (выродившиеся) государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет др. граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа (охлос), не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать (анархия).

Причем и Аристотель признает переход одних в другие: монархии – в тиранию; аристократии – в олигархию; народовластия – в демократию. Каков будет порядок правления, зависит от числа обладателей власти: одного – немногих – всех.

4. Обзор конституций

Аристотель делает общий обзор различных конституций. Самым лучшим управлением должна быть монархия, когда управляет достойный человек. Но найти такого человека трудно во все времена. Аристотель это фиксировал и, поэтому, предлагал демократическо-аристократический вариант управления государством (как у нас выборная демократия). Античная демократия предусматривала, что все свободные люди путем ротации участвуют в государственных функциях: поуправлял – ушел, и так все. А выборная демократия предлагает: все люди участвуют в выборах и выбирают управляющих.

По замыслу Аристотеля граждане участвуют в управлении, в суде, в войске; но из числа полноправных граждан исключаются купцы, ремесленники, земледельцы. Ремесло и торговля для Аристотеля – низкие занятия, несовместимые с политической добродетелью; земледелие также отнимает необходимый для нее досуг. Поэтому земля обрабатывается рабами или оброчными периэками, а недвижимая собственность находится частью в руках гос-ва, частью в руках полноправных граждан, чтобы они имели нужный достаток для развития в себе добродетели и для попечения о гос-ве. С др. стороны, эти граждане воспитываются государством; Аристотель развивает подобный педагогический проект общественного воспитания граждан, сходный во многом с проектом Платона.

Правильным Аристотель считает государство, в котором один правитель (монарх) все свои силы употребляет во благо своих граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия. Республика (полития) – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=76