Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Учение о душе (психология)

1. Душа как форма и энтелехия тела
2. Учение о трех уровнях души
3. Анализ душевных процессов (психология)

Душа как форма и энтелехия тела


1. Душа – цель тела

Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т. е. форма еще не реализовалась. Душа может быть у естественного тела, но не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком. Наличие души – свойство завершенности тела, так как душа – энтелехия.

Форму и энтелехию живого тела Аристотель называет душой. По Аристотелю, душа отлична от тела, она нематериальна и неподвижна (в отличие от Платона, который считал душу самодвижущейся). Душа есть движущее начало, форма тела, организующая его, и вместе с тем – цель его: тело есть лишь орудие, приспособленное к ней, – ее орган. Душа есть цель, та нематериальная энергия, которая движет тело, созидает его, определяет его организацию. Она есть то, что осуществляет жизненную деятельность, которой потенциально наделено наше тело. Душа при этом мыслится как целостное формальное начало тела: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью".

2. Тело – неотъемлемый орган души

Душа обуславливает "самодвижение" (самопроизвольная деятельность) тела, самосохранение или поддержание жизни существа, его определенной органической формы; поэтому тело включает в себе его питание, размножение, рост, ощущение, представление, желание.

Без тела душа существовать не может, как форма не может быть без материи. Отличная от тела душа неотделима от него, немыслима без него, как зрение – без глаз, или как способность ходить – без ног. Как зрение есть психическая энергия глаза, или слух – психическая энергия слухового органа, или чувственность вообще – психическая энергия телесных органов чувств, так душа, обнимающая в себе все эти энергии, есть "энергия" живого организма в целом. Чувство должно иметь психическую сторону и физ. орган: без телесности нет душевной жизни.

Душа – для тела, и данное тело – для данной души: поэтому нет никакого переселения душ.



Учение о трех уровнях души


Соответственно 3 отделам органического мира существует и 3 рода (уровня) души:

1) растительная (вегетативная), душа; ее функции – питание и размножение; это – низший уровень;

2) животная (чувственная) душа; ее функции: чувства и ощущения. У животной души появляется способность ощущать. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляются страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т. п. Это – средний уровень души.

3) душа человека– разумная; ей присуща духовная деятельность. Это – начало бессмертное, хотя и не индивидуальное. Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Такая душа – не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она существует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего. (По-нынешнему это называется дух).

Растения не ощущают, у животных уже имеются органы ощущения; есть они, естественно, и у человека, но, кроме того, он обладает способностью к мышлению и познанию, что является достоинством только разумной души.

Растительную душу имеют все – и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа – энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, и остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Растения не имеют центра органической жизни, центра душевной деятельности. У животных есть внутреннее средоточие (общее чувство) в сердце. У них есть ощущения удовольствия и страдания, желательные способности, отчего зависит и различие их характеров и нравов. И в общем центре психической жизни все эти способности и чувствования связываются, согласуются друг с другом.

Анализ душевных процессов (психология)


В психологических трудах Аристотеля мы находим анализ душевных процессов: ощущений и связанной с ними деятельности разума и воли. Ощущение есть изменение, производимое в душе ощущаемым предметом через посредство тела и состоящее в том, что ощущающему сообщается образ или форма ощущаемого.

Единичные чувства никогда не обманывают нас – говорит Аристотель – ложно лишь суждение, которое мы выносим на основании отдельных свидетельств, показаний отдельных чувств.

Общие свойства и отношения, воспринимаемые через посредство чувств (число, величина, время, покой, движение и т. п.) относятся не к одному из чувств, а к общему чувству. Эта способность общих восприятий предполагает центр органов душевной жизни – общее чувствилище. В нем сортируются и сопоставляются свидетельства отдельных ощущений, которые и мы относим к известным внешним предметам. Здесь заключается способность к восприятию, памяти и мышлению. Орган этого общего чувства есть сердце. Если движение, возбужденное предметом в органе чувства, передается центральному органу, оно вызывает в нем возобновленное появление чувственного образа или воображаемое представление; если же мы отнесем этот образ к какому-нибудь прошедшему событию, то это называется воспоминанием; сознательный вызов воспоминания есть припоминание. Вообще у Аристотеля мы находим целую систему психологии, чрезвычайно разработанную.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=77