Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Космология Аристотеля

1. Четыре стихии и эфир
2. Круговое движение звездного неба
3. Круговороты
4. Воцерковление аристотелевской космологии
5. Зоология, сравнительная анатомия, экономика


Четыре стихии и эфир


Космологии Аристотеля сводится к следующему: материальный мир в котором мы живем, состоит из известных нам 4 элементов: воды, воздуха, земли и огня. Но этими элементами не ограничивается сущность всего мира, поскольку за пределами Земли существуют еще небесные сферы, состоящие из 5-го элемента – квинтэссенции, т. е. эфира. Этот элемент ни во что не превращается, в отличие от 4 элементов на Земле. Скажем, воздух, охлаждаясь, превращается в воду, вода – в землю, а воздух, разряжаясь может превращаться в огонь. Эти очевидные для любого древнего грека положения перекочевали и в физику Аристотеля. Отличие в том, что Аристотель признает существование эфира, который ни во что не превращается, и движение эфирных тел совершенно и вечно.

Круговое движение звездного неба


Совершенным и вечным движением для Аристотеля является круговое движение, поэтому Аристотель делает вывод, что все небесные планеты и звезды движутся по круговым орбитам. Впоследствии это развил известный астроном Клавдий Птолемей, который облек это в математическую форму. Аксиома, что совершенное движение может быть только круговым, у Птолемея выглядела следующим образом. Для любого мореплавателя или астронома очевидно, что планеты движутся не по круговым орбитам, а совершают разные колебания и петли, поэтому был сделан вывод, что орбиты планет вращаются возле некоторых центров, которые в свою очередь также вращаются вокруг неких центров (т. н. эпициклы), так что путем наложения различных круговых орбит получается та замысловатая траектория планеты, которую мы можем наблюдать. Т. обр., Птолемей соединяет видимую некруговую картину движения планет с аксиомой о совершенстве кругового их движения.

А совершенно оно потому, что планеты приводятся в движение Перводвигателем, который находится вне этого мира. Мир наш ограничен и конечен, вне этого мира находится Бог. Бог – перводвигатель, который приводит в движение небесные сферы. Они передают движение на землю таким образом, что на земле возникают виды движения – круговые и некруговые.

Земля у Аристотеля находится в центре мира, это ее естественное место. Земля поэтому круглая, так как форма шара является наиболее совершенной и естественной.

Итак, вспоминаем структуру мира: Перводвигатель, между ним и землей – эфирные тела. Вселенная у Аристотеля неоднородна: с одной стороны, существует Земля с ее несовершенным движением, с другой – небесные тела, где законы другие. Одна из его аксиом: пространство неоднородно. Вселенная неоднородна, и вещи стремятся в своим местам.



Круговороты


Несмотря на то, что элементы мешают друг другу занять подобающие им места, рано или поздно огонь, воздух, вода и земля разобрались бы между собой, заняли бы какие-то компромиссные положения. Всякое движение прекратилось бы и наступил бы всеобщий покой. Однако, такое невозможно из-за постоянных возмущений, исходящих от бесконечно вращающихся небесных сфер (которые, по Аристотелю, состоят из 5- го элемента – эфира). Основные возмущения, влекущие сдвиг огня, воздуха, воды и земли с их природных мест, создаются вращением солнечной сферы, движущейся в плоскости эклиптики. Движение Солнца по эклиптике вызывает сезонные изменения погоды, каковые и являются главными действующими причинами смещения огня, воздуха, воды и земли с установленных им природой мест. Как это происходит, Аристотель показывает на примере круговорота воды в природе, который был известен уже ему.

В соответствии с аристотелевским учением о космосе, небесные сферы движутся вечно. В этом отношении круговое движение является более совершенным по сравнению с прямолинейным: прямолинейное движение в аристотелевском космосе всегда конечно. Но возникает вопрос, что является стимулом бесконечного круговращения небесных сфер, какова цель их движения? По Аристотелю – каждая точка вращающегося тела стремится находиться во всех точках своей орбиты. Одновременно находиться во всех них она не может, однако вечно занимать их последовательно, одну за другой, она может, благодаря бесконечному вращению тела, которому принадлежит. Пребывание каждой точки вращающегося тела во всех точках ее орбиты и является целевой причиной вращения всех небесных тел.

Воцерковление аристотелевской космологии


Но если аристотелевская космология провалилась в науке, то напротив именно она оказалась воспринята святоотеческой традицией (хотя и платоновский «Тимей» не оставался вне поля зрения отцов Церкви). Дело в том, что конечная вселенная, состоящая из нескольких простых первоэлементов, ест. образом согласуется с хр. представлением об ограниченности тварного мира. И в настоящее время намечается определенный «возврат» к Аристотелю. Так, аристотелевская ограниченная Вселенная, образовавшаяся из нескольких разделившихся первоэлементов, ближе согласуется даже с совр. космологическими моделями, чем ньютоновский бесконечный статичный универсум. И это вовсе не случайно; причина этого – в осознании выделенности положения человека во Вселенной, получившем выражение в т. наз. антропном принципе.

Зоология, сравнительная анатомия, экономика


1. Зоология и сравнительная анатомия

Аристотель – отец систематической зоологии и сравнительной анатомии. Правда, он многое почерпнул по этим отраслям науки у своих предшественников; но его заслуги все же огромны.

Его попытка естественной классификации животных научна, насколько это возможно было в его эпоху. Одна зоология Аристотеля могла бы доставить ему славу великого естествоиспытателя. Природа для него – не бессвязная трагедия, но художественное произведение, в котором все связано и в целом, и в отдельных частях.

2. Учение о деньгах

Также превзошел Платоново учение о деньгах как о мере оценки товара.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=81