1. Проблема истории
2. Августин Блаженный и «град Божий» (“De civitate Dei”)
Проблема истории
Августин справедливо считается философом, первым рассмотревшим проблему истории. Дело в том, что в античности не было линейного представления о времени. Вселенная представлялась, как написано у Гераклита, мерами загорающей, мерами затухающей. Мир представлялся цикличным, миром, в котором все повторяется.
Эта концепция циклического времени не могла породить философско-исторической концепции, и поэтому античные философы практически не занимались проблемами истории. Августин спорит с этой концепцией, доказывая, что она неистинна, несправедлива хотя бы по одной простой причине: что если Бог сошел на землю, очеловечился и искупил наши грехи, то в мире циклическом эта искупительная жертва Спасителя теряет свой смысл. Эта жертва имеет смысл, если наш мир единственный и имеет свою собственную историю. То, что в мире есть история и что эта история развивается по законам, предписанным миру Богом, это – факт, который мы можем узнать благодаря Священному Писанию.
Ветхий Завет говорит нам о том, что у Бога был замысел при создании нашего мира, и человек, благодаря помощи Божьей, может этот замысел познать. Об этом говорит и деятельность пророков, которым давалась эта способность познания и предсказания будущего. Всю историю Августин делит на 7 периодов, вернее на 6 периодов, а 7-й является седьмым днем, днем отдыха. Вся история между грехопадением и Страшным судом делится на 6 периодов, каждый имеет свой собственный смысл.
1) Первый период – от Адама до Всемирного потопа,
2) второй – от потопа до Авраама,
3) третий от Авраама до Давида,
4) четвертый – от Давида до переселения в Вавилон,
5) пятый от переселения в Вавилон до воплощения Иисуса Христа,
6) сейчас идет шестой период, шестой век,
7) а седьмой век будет потом, этот век будет нашей субботой после воскресения из мертвых.
Каждый период имеет свой собственный смысл и свою собственную задачу на земле. Августин сразу же указывает, что промежутки времени всех этих периодов различные и нельзя искать никакой временной зависимости. Поэтому невозможно предсказать, когда наступит 7-й период, когда закончится наш 6-й день, поэтому Августин отрицал концепцию хилиазма, утверждая, что невозможно знать время конца нашего мира.
2. «О граде Божием» (“De civitate Dei”)
1. Противостояние двух форм жизни
Изложенное августином в его книге “О граде Божьем” (точнее, “О государстве Бога” – “De civitate dei”) понимание истории имело огромное влияние на средневековую европейскую философию истории и реальное политическое разделение властей.
Из самого названия вытекает то, что существует некое государство, некий град, в котором будут жить праведники и которое противостоит другому сообществу – государству земному. Жители первого, земного государства живут по человеческим стандартам, земным законам; жители небесного града живут согласно Божественной воле. Первые любят себя, вторые – Бога; первые наслаждаются тем, чем надо пользоваться, вторые – имеют упорядоченную любовь.
|