Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Основоположения христианского теоцентризма

1. Соприкосновение с монотеизмом
2. Природа и человек как творение Божие
3. Синтез христианского Откровения и античной философии
4. Сущность и существование
5. Свобода или Предопределение?

1. Соприкосновение с монотеизмом

Греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, к том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли Средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство (нач. VII в.), и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейшим принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея Творения и идея Откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея Творения лежит в основе средневековой онтологии,, а идея Откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от Церкви. Церковный догмат явился в этот период исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – было неразрывно связано с учением Церкви.

2. Природа и человек как творение Божие

Согласно вероучению авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, благодаря Своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает и после Творения каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Философски такое мировоззрение определяется как креационизм (лат. creatio – творение, создание).

Религиозный креационизм (догмат о творении) переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, – Бог авраамических религий стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно Единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи – с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – Его творение. Водораздел между Богом и творением – непереходимый: это 2 реальности различного онтологического ранга. Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли Бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV–V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее Бытие, высшая Субстанция, высшая (нематериальная) Форма, высшее Благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию: в Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий». –– В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря Иному; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Авраамический Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и Его Откровение явлено в священных текстах, толкование которых и есть основной путь богопознания.

Т. обр., знание о нетварном (несотворенном) божественном Бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера – способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он – хотя и не до конца – постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 14196
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Теоцентризм средневековой философии
23.03.2009 - Доктринальные и философские проблемы в связи с Библией
23.03.2009 - Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
23.03.2009 - Проблемы гносеологии: знание или вера?
23.03.2009 - Антропология: человек - образ и подобие Бога?

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы