1. Самостоятельность Бога
2. Бог как чистое Бытие
3. Активность Божия
4. Идеи
Доказав существование Бога, мы можем теперь высказать о нем рассуждать.
Самостоятельность Бога
Фома был убежден, что:
1) атрибуты Бога можно познать разумом;
2) но человеческий разум не может их познать непосредственно, а только опосредованно, путем негативным – либо через запрет, либо через бесконечное усиление атрибутов конечных существ;
3) метафизическая сущность Бога выражается в Его самостоятельности. Бог является единственным бытием, которое существует само по себе, все остальное выступает как зависимое бытие.
Являясь самостоятельным, Бог не имеет причины. Нет ничего такого, что могло бы быть причиной Его изменения, следовательно, Он неизменен.
Он вечен, без начала и конца, поскольку становление и завершение были бы Его изменениями.
Он нематериален, поскольку является простым, несложным бытием, основанием же любой сложности является материя.
Его сущность идентична с существованием, поскольку простое бытие не может состоять из каких-либо элементов.
Он не имеет рода и поэтому не может быть определен.
Атрибутами Бога являются совершенство, мудрость, всемогущество, премудрость, воля и т. д. Этим множеством разнообразных понятий ограниченный человеческий разум пытается охватить простую природу Бога.
Бог как чистое Бытие
Главной философской базой в обосновании христианской веры стало для Фомы Аквинского философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов, в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности (Ума).
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само Бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете.
|