Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 612
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Мальбранш. Всё о Боге

Метафизика

Итак, мы познаем тела посредством идей (в Боге), а души посредством чувств. А Бог? Бог познает это Сам в Себе. Суждение "Бог есть" верно, как верно суждение "я мыслю, следовательно, я существую". Мальбранш использует онтологическое доказательство, ссылаясь на атрибут бесконечности. "Если Бог мыслим, значит Он должен существовать".

Напомним некоторые его мысли о связи бесконечного Бога с конечным миром. Если Бог бесконечен, то содержит все в Себе. Еще неоплатоники говорили, что не душа в мире, но мир в душе, а душа, в свою очередь, на пути к высшим сущностям, и все — в Боге. Нечто подобное повторяет Мальбранш, расширяя мысль неоплатоников. Бог действителен не только во всей вселенной, но и выше, ибо Бог не останавливается на Своем собственном творении, а, понимая, превосходит его. Именно потому, что все в Его необъятности, Он может быть всем во всем.

Вот отрывок диалога между Теодором и Аристом из "Бесед", выражающий эти мысли в художественной форме.

"Теодор. — Бог, или Бесконечно Совершенное Бытие, независим и неизменен. Он всемогущ, необходим, бесконечен. <...>

Арист. — Потише. Он всемогущ, вечен, необходим; ладно, эти атрибуты подходят к Бесконечно Совершенному Существу, но почему бесконечен?' Что вы хотите этим сказать?

Теодор. — Я хочу сказать, что Божественная субстанция повсюду, не только во вселенной, но и бесконечно дальше нее, ибо не столько Бог в Своем творении, сколько, скорее. Его творение включено в Него и существует в субстанции, которую Он охраняет своей силой и всемогуществом. Именно в Нем мы находимся; в Нем мы обладаем жизнью и движением; как говорит апостол: "In ipso vivimus, movemur et sumus "

Арист. — Но Бог бестелесен, следовательно, не может быть рассеянным повсюду.

Теодор. — Именно потому, что бестелесен, Он может быть повсюду. Будь телесным. Он не мог бы проникать в тела так, как это делает:

иначе мы бы имели противоречие наподобие равенства суммы двух отрезков одному, имеющему такую же длину, как каждый из этих двух. Поскольку субстанция бестелесна, она не локализована, как тела — от больших слонов до маленьких мошек.

Эта целокупность везде, где она есть, а находится она везде и всюду, или, скорее, именно из нее все создано, ибо суть Творца в Его интимной связи с созданием.

Сотворенное пространство относится к Божественной безмерности, как время к вечности. Все тела простираются в безграничности Бога, как времена следуют друг за другом в вечности. Все, что вне последовательности времен, всегда есть Бог. В Его существовании нет ни прошлого, ни будущего, всегда только настоящее, неизменное, вечное. В субстанции нет ни большого, ни малого — все одинаково просто, бесконечно. Бог сотворил мир, но воля творить не ушла в прошлое; Бог его изменяет, но воля изменить мир не относится к будущему. Творческая воля, ставшая и грядущая, неизменна. Одним словом, Бога не было и не будет, но Он есть.

Его протяженность и продолжительность, если можно употребить эти слова, суть сама целокупность вечности и в каждый из моментов. Точно так же Бога нет частично на небе и частично на земле. Он целиком везде в своей безмерности и во всех телах, во всех частях материи, даже если ее делить до бесконечности. Точнее говоря, не столько Бог в мире, сколько мир — в Боге, в Его безмерности, как не вечность во времени, а время — в вечности...".
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 4701
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Материализм, идеализм, реализм
23.03.2009 - Философская метафизика и метафизические элементы в специальных науках
23.03.2009 - Субстанция, материя и душа как основные метафизические понятия
23.03.2009 - Отношение гносеологических к метафизическим направлениям
23.03.2009 - Предшественники окказионализма и А. Гейлинкс

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы