Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности христианского мировоззрения в средние века

За 12 столетий, прозванных «Средними веками», в культуре и социальной жизни Западной Европы произошли изменения, причем изменения немалые. Поэтому дать обобщенную характеристику мировидения средневекового человека, жившего в Западной Европе со II по XIV в., значит в определенной степени упростить, огрубить историю средневековой мысли.

Отметим несколько важных сдвигов в миропонимании и мирови-дении человека Средних веков. В первые века своего существования христианство было религией гонимой. Но с IV в. оно упрочивает свои позиции и вскоре — уже после падения Римской империи в V в. — становится единственной религией, объединяющей всю Западную Европу. Вслед за изменением исторических обстоятельств изменяется отношение человека к миру и самому себе: меняется характер теологии, возникает новый круг проблем, изменяется манера их решения.

Первые христиане жили эсхатологическим предчувствием: ожиданием близкого конца света и приближением Страшного Суда. Поэтому предметный мир, окружающая природа не представляли для христианина подлинной ценности; все его упования и надежды были связаны с небом, Богом. Позднее Средневековье, пережив это настроение (особенно оживившееся к 1000 г., который казался очень удобным рубежом-символом между земным настоящим и небесным грядущим), стало все более благосклонно взирать на окружающий человека мир. Поскольку же конец света все не наступал, а сроки его отодвигались. на неопределенное время, средневековый человек начал искать способы облегчения своих земных условий существования, пытаясь приспособить мир предметов к своим потребностям и интересам. Такой более прагматичный подход к земной жизни получает оформление и развитие с XII в., когда в Европе оживляется городское строительство, расширяется круг ремесел, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, усиливается интерес знати к предметам роскоши.

При безусловном сохранении своих личностно-интимных отношений с Богом человек позднего Средневековья больше задумывается об отношениях между людьми, чем человек прежних веков, интересы которого всецело были поглощены связью с Богом. Данный факт находит отражение в литературном творчестве: наряду с продолжающейся традицией писания жития святых возникает рыцарский роман, любовная поэзия, где культивируются высокие представления о верности, долге, чести, мужестве. В среде знати получают распространение культ Прекрасной Дамы, теория и практика куртуазной любви, в которых женщину, как и Деву Марию, мужчина боготворит, считает за честь служить ей. На формируемые в культуре и повседневной практике идеалы отношений между людьми падает отсвет религиозного отношения человека к Богу, тем самым придавая вновь возникающим идеалам особое одухотворенное звучание, подкрепленное энергетикой верующей души. Широкое распространение получает образ Христа Распятого, — который трактуется не только и не столько как строгий судья, но как страдалец, — несущий заряд человечности, милосердия, сострадания. Повышается самооценка человека, его стремление выделить себя из общей массы, что проявляется, в частности, в изменении сценария Страшного Суда: из акта общественного, происходящего в единый для всех момент времени, он становится фактом индивидуальной биографии, единичным событием каждого христианина, перешедшего в мир иной.

Но все же есть характерные общие черты в понимании мира, в эмоциональном строе души, объединяющие жителей Западной Европы II-XIV вв., что позволяет говорить о них как о представителях Средневековья.

Разместил: философия Дата: 21.04.2009 Прочитано: 45967
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы