Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1684
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант. Типология предметов эстетического восприятия

Завершив рассмотрение чувства возвышенного, Кант по сути завершил типологию чувств человека. Иерархия этой типологии создается им на основании отношения человека к сверхчувственному миру, цели которого постигаются только разумом. Философ разграничил уровни чувств человека в зависимости от характера целесообразности, лежащей в их основе.

А уж в зависимости от этих чувств он определил и предметы, которые, по его теории, являются поводом для возникновения различных чувств человека. Приятное, прекрасное, доброе означают, по Канту, результаты соотношения представления предмета с чувством удовольствия.
“По отношению к чувству удовольствия предмет можно причислить или к приятному, или к прекрасному, или к возвышенному, или к (безусловно) доброму”,— писал Кант (5,275).
Эту структуру или иерархию чувств человека и вызывающих эти чувства способностей познания можно изобразить для наглядности следующим образом:

Способности познания.
Чувства человека


1.Воображение и разум
-
Моральное чувство, чувство возвышенного


2.
Воображение и рассудок
-
Чувство прекрасного


3.
Ощущения
-
Чувство приятного


Самым низшим из чувств, как видим, является ощущение приятного. По теории познания Канта, ощущения вызывает материя воспринимаемого предмета, форму которого определяют априорные формы познания. “То в явлении, что соответствует ощущениям, я назы-ваю его материей,<…> хотя материя всех явлений дана нам только a posteriori, форма их целиком должна для них находиться готовой в нашей душе a priori и потому может рас-сматриваться отдельно от всякого ощущения” (3, 128).
Лишенная качественного богатства природа — как она воспринимается сама по себе — выступает, по мнению философа, как серая количественная однородность.
“Приятное,— утверждал он,— как мотив желаний всегда однородно, откуда бы оно ни происходило и как бы специфически различны ни были представления ([внешнего] чувст-ва и ощущения, рассматриваемого объективно). Поэтому при оценке влияния его на душу все дело сводится к количеству [внешних] возбуждений (одновременных или следующих друг за другом) и, так сказать, лишь к массе ощущения, приятного, следовательно, его можно объяснить только через посредство количества. Приятное не содействует культуре, а относится только к наслаждению” (5, 275). И так как для возникновения ощущения при-ятного не требуется функционирования органов познания, то “приятное ощущают и жи-вотные, лишенные разума” (5, 211).
Чем же отличается от приятного соседствующее с ним, вернее, возникающее над ним чув-ство прекрасного? “Прекрасное,— утверждает Кант,— напротив, требует представления о том или ином качестве объекта, которое также может быть понято и сведено к понятиям (хотя в эстетическом суждении оно не сводится к ним); и оно содействует культуре, так как учит в то же время обращать внимание на целесообразность в чувстве удовольствия” (5, 275—276).
Чувство прекрасного возникает в результате свободной игры воображения и рассудка. В чувстве прекрасного происходит освобождение от давления природной чувственности че-ловека. Но не в результате подавления его, как это характерно для чувства возвышенного. Это различие весьма наглядно из сравнения определений Кантом прекрасного и возвы-шенного.
“Прекрасно то, что нравится просто в суждении <...> оно должно нравиться без всякого интереса” (5,276), т. е. не посредством ощущения внешних чувств.
“Возвышенно то, что непосредственно нравится в силу своего противодействия интересу [внешних] чувств” (5,277), ибо возвышенное, как уже было показано, преодолевая огра-ниченность возможностей чувственного познания природы, рассматривается “как пригод-ное для возможного сверхчувственного применения его” (5,276).

Разместил: Немецкий философ Дата: 13.10.2010 Прочитано: 27935
Распечатать

Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 8 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства
бродяга
Дата: 14.10.2010 Комментарий: 1
бродягаМногие последователи Канта усмотрели в этом положении основное кредо философа и, односторонне интерпретируя его теорию эстетического восприятия, разрабатывали свои идеалистические и формалистические теории эстетического. Они не принимали во внимание, что положение о свободной красоте -это лишь (хотя и очень важный!) момент суждения вкуса и что соответствует он лишь восприятию явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Но если предмет восприятия создан искусственно или служит для какой-либо практической цели, то чистое суждение невозможно.
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы