Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Значение пифагорейского учения в истории культуры

Пифагореизм впервые выдвинул и тщательно разработал две фундаментальные идеи, которые оказали серьезное воздействие как на судьбу самой философии, так и на последующее развитие специальных, частных наук: тезис об особом, исключительном месте математического знания в системе научного познания в целом и положение об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания.

Эти две идеи не только послужили исходным пунктом размышлений Платона о сущности философского, математического и частнонаучного знания, но и получили своеобразное, весьма родственное пифагореизму воплощение в натурфилософии Платона. Эти две фундаментальные пифагорейские идеи составили в дальнейшем предмет глубокомысленных спекуляций неоплатоников от Плотина до Прокла, получили своеобразное истолкование в каббале и отразились в творчестве гениального средневекового мистика Р. Луллия. Они служили путеводной звездой Галилею, основателю новой науки и возникшей в органической связи с ней новой философии, убежденному в том, что законы природы написаны на языке математики. Эти две идеи, в том числе и в их древнепифагорейской форме, вдохновляли астрономические изыскания Кеплера, стремившегося не только строго установить количественные гармонические отношения, характеризующие расстояния между небесными светилами, но и сформулировавшего в математической форме законы обращения планет вокруг Солнца.

В Новое время и в последующие эпохи особое внимание привлекла к себе идея существенной близости, родства философского и математического знания, однако разработанная на этот раз в несколько ином, отличающемся от пифагореизма направлении. Последовательно реализуя выдвинутую Декартом мысль, Спиноза построил свою философскую систему на основе применения дедуктивно-аксиоматического метода к процессу обсуждения и разрешения общефилософских проблем. Значительную дань этой попытке своеобразной математизации философии отдали в своих учениях Лейбниц и Вольф, Кант и Шеллинг. Принципиально критическое отношение к этой попытке выразил Гегель, выдвинувший и обосновавший тезис о том, что у философии есть собственный, последовательно научный метод исследования — диалектический метод.

А. С. НАДТОЧАЕВ
Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 6482
Распечатать

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы