Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1427
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Значение пифагореизма для частнонаучного познания

Пифагорейцы основательно продвинули вперед частнонаучное познание. Они не только значительно расширили область математического знания, решив целый ряд специальных проблем арифметики, геометрии, стереометрии и разработав концепцию теоретической математики в целом, но и существенно продвинулись вперед в других областях частнонаучного исследования, сформулировав общетеоретические концепции космологии, астрономии, акустики, антропологии, психологии и медицины.

Они развивали частные науки как вглубь (разрабатывая общетеоретические концепции), так и вширь, формулируя частные положения и истины практически во всех областях современной им науки.

По всей вероятности, собственно философская деятельность пифагорейцев была прямым и непосредственным продолжением их теоретических по своему характеру специально-научных исследований, логически и исторически составивших исходный пункт формирования пифагорейского учения в целом. Все более углубляющееся понимание пифагорейцами содержания и смысла своей философемы, с одной стороны, и все более проясняющееся сознание универсальности ее значения в процессе истолкования все новых и новых областей реальности в терминах этого основного принципа — с другой, свидетельствуют о том, что философско-теоретическое мышление пифагорейцев двигалось в направлении, присущем человеческому познанию в целом, а именно: от познания явлений действительности к познанию сущности этих явлений и их последующему теоретическому осмыслению, объяснению и обоснованию в терминах познанной сущности.

В результате реализации этой общей познавательной тенденции пифагореизм уже на достаточно ранних этапах своего развития формировался и развивался как преимущественно философское учение, поскольку последнее по познанию (высшие философские принципы) оказалось у них первым по природе. В пифагореизме мы наблюдаем характерное для развития философии и частных наук «оборачивание метода», поскольку достигнутые в ходе интеллектуальной работы общефилософские принципы были положены в дальнейшем, на всех последующих этапах эволюции учения в основу понимания, теоретического объяснения и обоснования практически всех доступных для них областей изучаемой реальности. В этом философско-теоретическом осмыслении, объяснении и обосновании различных специальных областей научного знания математика и прежде всего исследующая числа и их взаимоотношения арифметика играли важную, но все же подчиненную роль. Ибо хотя числа и их соотношения занимали ключевое положение в частных теоретических концепциях, однако последний, окончательный и, следовательно, абсолютный смысл и значение эти числа и числовые соотношения находили в пифагорейской философеме, дающей категориальное обоснование .природы числа как такового.

Вместе с тем неверно было бы считать, что сами пифагорейцы вполне осознавали различия между собственно методологической функцией своего философского принципа и ее практической реализацией. На наш взгляд, у пифагорейцев философское истолкование и обоснование различных разделов частнонаучного знания, непосредственно имеющих дело с познанием различных частных областей реального мира, все же не были (по крайней мере на ранних этапах эволюции) результатом сознательного, намеренного применения высшего принципа в решении более частных познавательно-теоретических задач. Ибо последнее предполагает строгое, сознательное разграничение предметов частных наук и философии. Собственно философская работа пифагорейцев, в которой мы видим «оборачивание метода», не была еще опосредствована знанием всех этих существенных для развитого философского учения различий, а в значительной мере была еще наивной, бессознательной, являясь логическим продолжением их общетеоретической по своей основной направленности деятельности, реализуемой в области математики, космологии, акустики и т. д. И хотя пифагорейцы в конце концов все же связали свой универсальный философский принцип, истину высшего порядка с истинами более частными, построив достаточно цельное, связное и последовательное учение, имеющее в целом характер философско-научного мировоззрения, однако сделали они это наивным, бессознательным образом.

Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 9906
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы