Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1003
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая теория языка и речи

Известно, что изучению процессов мышления Демокрит посвятил специальное сочинение «Канон», вероятно, одно из первых сочинений по логике. Отдельные сохранившиеся свидетельства об этом произведении позволяют считать, что Демокрит разрабатывал свою логику, стремясь преодолеть релятивизм, субъективизм и скептицизм софистов и учитывая ценные, положительные моменты логики элеатов.

Основные философско-гносеологические предпосылки логического учения Демокрита заключаются (как это следует из рассмотрения его учения в целом) в признании существования объективной истины и возможности ее постижения.
В непосредственной связи с исследованием процессов мышления находится у Демокрита исследование языка и речи — средств формулирования и выражения мысли. Здесь, как и в решении целого ряда других, рассмотренных ранее специально-научных проблем, он руководствуется философскими принципами атомизма. Как свидетельствует Геллий, «Демокрит, а затем Эпикур говорят, что голос состоит из неделимых тел, и называют его — «поток атомов». Атомистическую природу имеет, с точки зрения Демокрита, не только голос, но и его носитель — воздух. Как сообщает Аэций, «Демокрит говорит что и воздух раздробляется на подобные по форме частицы, которые катятся вместе с частицами голоса».

Демокрит атомистически истолковал, далее, природу не только устной, но и письменной речи. Как свидетельствует Исидор Севильский, «атом называется так потому, что он неделим. То же и у буквы: речь мы делим на слова, слова — на слоги, слог — на буквы. Буква — наименьшая часть — является атомом и не может быть разделена». Хотя букв-атомов немного, из них получается бесчисленное множество слов благодаря различию порядка букв в составляемых из них словах. Как отмечает в этой связи Лактанций, «наученный Левкиппом Демокрит говорит, что атомы образуют сочетания, различающиеся по их порядку и положению. Подобно этому и буквы, хотя и немногочисленны, однако, располагаясь различным образом, составляют бесчисленные слова. Но буквы имеют различные формы. Так же, говорит он, и сами эти первоначала...».

Из более частных, специальных достижений Демокрита в научно-теоретическом исследовании проблем языка и речи следует отметить прежде всего его вклад в разработку теории имен. В противоположность Пифагору и его последователям, считавшим, что давать имена — дело не первого встречного, а лишь того, кто созерцает природу сущего, т. е. глубоко познает суть вещей (этот тезис разделял впоследствии Платон), Демокрит утверждал, что имена существуют не по природе, а по установлению (аналогично тому, как софисты считали, что законы существуют не по природе, а по установлению), поэтому соответствие имени и обозначаемого им предмета есть не дело необходимости, а дело случая. Демокрит приводил четыре довода в пользу этой теории: одноименность (гомонимия) — когда одним именем называется несколько разных вещей; многоименность (полионимия) — когда один и тот же предмет имеет несколько разных имен; переименование вещей и, наконец, отсутствие соответствия в словообразованиях. Эта теория объясняла существование в различных странах различных языков тем, что в каждом месте речь складывалась различным образом.

М. Н. АФАСИЖЕВ
Разместил: Атомист Дата: 26.10.2010 Прочитано: 8086
Распечатать

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита
19.10.2010 - Атомистическая теория ощущений

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы