Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1170
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Пифагорейская теория музыки

Универсальность принципа «число есть сущность всего существующего» пифагорейцы доказали и в исследовании акустических явлений, где он оказался примененным наиболее удачно.

В частности, Пифагору приписывают установление строгих количественных соотношений, характеризующих основные музыкальные интервалы: октаву, кварту и квинту. Если отвлечься от качественных различий тембра, характеризующих как своеобразие голоса различных людей, так и особенности звучания различных музыкальных инструментов, то исследование звуков и их взаимоотношений с чисто количественной точки зрения позволяет установить строгую зависимость высоты звука от числа колебаний в единицу времени независимо от того, колеблется ли струна или же столб воздуха. Тогда выясняется, что число колебаний двух звуков, составляющих интервалы октавы, относится как 1 к 2, квинты — как 2 к 3 и кварты — как 3 к 4.

Идея чисто количественной оценки отношения, в котором находятся между собой два звука различной высоты, составляющие тот или иной интервал, пришла к Пифагору, согласно преданию, в тот момент, когда, проходя мимо кузницы, он услышал звуки, издаваемые различными по весу молотами. Он проделал опыт (это был, вероятно, один из первых, сознательно поставленных экспериментов) со струной, в результате которого открыл, что если заставить звучать последовательно целую струну, затем половину ее, две трети струны и, наконец, три четверти, то получаются соответственно интервалы: основной тон, октава, квинта и кварта. Существует и другое истолкование проделанного Пифагором опыта со струнами. А именно: Пифагор будто бы исследовал высоту звучания одной и той же струны в зависимости от натяжения ее различными по весу грузами, в результате чего и открыл числовые соотношения, характеризующие октаву, кварту, квинту и основной тон. Открытые Пифагором соотношения интервалов, заложившие основы учения о гармонии, полностью укладываются в фундаментальную, высоко ценимую пифагорейцами числовую последовательность 1, 2, 3, 4 — «священных чисел», сумма членов которой дает декаду, совершенное число — завершение «священной тетрактии», после которой счет снова начинается с единицы.

Надточаев А. С
Разместил: Пифагореец Дата: 04.11.2010 Прочитано: 7379
Распечатать

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы