Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1170
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Математика Аристотеля

Все «частные науки» Аристотель отличает от «первой философии» в двух смыслах: в экстенсивном и интенсивном. В первом смысле всякая «частная наука» исследует ту или иную, но всегда «часть сущего», «какую-нибудь (отдельную) область» бытия, в отличие от философии, рассматривающей сущее как таковое, в его целом.

Во втором смысле все «частные науки» предпосылочны, поскольку они «не дают никакого обоснования для сути предмета». «Первая философия» же беспредпосылочна, поскольку она исследует сущее в его первых началах или причинах, дальше которых познание идти не может.

В области теоретических наук наиболее близкой к философии у Аристотеля (как и у Платона) является математика, занимающая промежуточное положение между философией и физикой. Следует отметить, что среди имеющихся аристотелевских сочинений мы не обнаруживаем трудов, специально посвященных систематическому рассмотрению математического знания, его сущности, специфики его объектов, особенностей метода математического исследования, места математики в классификации наук и ее значения для познания в целом. Напротив, что касается большинства других «частных наук» — физики, астрономии, биологии, психологии, экономики, этики, политики и т. д., то их рассмотрение может опираться на соответствующие сочинения Аристотеля. Тем не менее в целом ряде своих работ — в «Метафизике», «Категориях», «Аналитике», «Физике», «Механических проблемах» — Аристотель достаточно определенно высказывается по важнейшим проблемам, затрагивающим сущность математического познания, и это позволяет дать целостную теоретическую реконструкцию его трактовки математики. Анализ его суждений по тем или иным вопросам математики свидетельствует прежде всего о том, что он прекрасно знал как состояние современной ему математики, так и основные философско-методологические подходы к интерпретации наиболее существенных проблем математического познания (пифагорейскую доктрину математики, атомистическую концепцию математики Демокрита, Платонову концепцию математики). Будучи крупным мыслителем, Аристотель не ограничился простой констатацией существующего положения дел, а по всем наиболее существенным пунктам выразил свою собственную точку зрения, явившуюся результатом критического осмысления всех предыдущих подходов к истолкованию математики. Аристотелевская концепция математики в целом основывается на началах, принципах его «первой философии».

Это проявляется прежде всего в трактовке Аристотелем центральной философской проблемы математического познания — проблемы существования математических объектов. В решении этой проблемы Аристотель существенно расходится не только с Платоном, объективно-идеалистически интерпретировавшим статус математических объектов как мыслительных сущностей, самостоятельных по отношению к единичным материальным вещам, но и с пифагорейцами, исходившими из признания тезиса «число есть сущность всех вещей». «Теперь, если существуют математические предметы, — рассуждает Стагирит, — они должны либо находиться в чувственных вещах, как утверждают некоторые, либо быть отдельно от чувственных вещей (и это тоже некоторые говорят); а если они не существуют ни тем, ни другим путем, тогда они либо (вообще) не существуют, либо существуют в ином смысле: таким образом, (в этом последнем случае) спорным у нас будет (уже) не то, существуют ли они, но каким образом (они существуют)». В противоположность платоникам, гипостазировавшим математические предметы подобно идеям, Аристотель исходит из того, «что предметы математики нельзя отделять от чувственных вещей, как это утверждают некоторые, и что начало вещей —не в них». С другой стороны, в противоположность пифагорейцам он утверждает, что математические предметы не существуют и в самих вещах в качестве сущности последних. Согласно Аристотелю, в реальных, физических вещах существуют определенные свойства, акциденции, являющиеся своего рода «прообразами» математических предметов, которые формируются из них посредством абстрагирующей деятельности теоретического мышления. «[Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик». Помимо объективности свойств вторая существенная характеристика математических предметов заключается в том, что они «чужды движению, за исключением тех, которые относятся к астрономии». Последнее суждение следует оценивать конкретно-исторически: в ту эпоху математика, существовавшая преимущественно в форме арифметики и геометрии, действительно не исследовала природу движения, процессов изменений, что стало возможным лишь в Новое время в связи с введением Декартом понятия переменной величины.

Разместил: Античный философ Дата: 25.11.2010 Прочитано: 30066
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы