Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Проблема целесообразности в философии Канта

Проблемы эстетики наиболее последовательно и многосторонне рассматриваются Кантом в его “Критике способности суждения”, общей задачей которой было исследование целесообразности природы и способов ее отражения человеком.

Эта “Критика”, третья по счету, завершала построение философской системы и была написана в целях объединения науки и этики.
Принципы и возможности науки были обоснованы в “Критике чистого разума”. В “Критике практического разума” были установлены природа и цели разума, который обусловливал постулаты этики. Таким образом, кантовская философская система в противоречии с предшествующей ей традицией основывалась не на дифференциации структуры объекта (будь то природа, материальная или идеальная субстанция и т. д.), а на своеобразии структуры субъекта, на различении основных свойств человеческой психики или души.
Основными свойствами души Кант считал способность познания, желания, а также возможность испытывать чувство удовольствия и неудовольствия. Они осуществляются со-ответствующими им высшими органами — рассудком, разумом и способностью сужде-ния, действующими на основе своих априорных принципов каждый в своей сфере: рассудок — применительно к природе, разум — к свободе или практическому поведению человека, а рефлектирующая способность суждения — к искусству.
“Критика способности суждения”, хотя и написана последней, помещается Кантом между двумя предыдущими “Критиками” и призвана объединить в одно системное целое рассмотрение природы как мира явлений и свободы как проявления в душе и поведения человека свободы, независимой от мира явлении природы и обусловленной закономерно-стями, действующими в области сверхчувственного и, следовательно, непостигаемого мира “вещей в себе”. Ибо, по Канту, “область понятия природы под одним законодательст-вом и область понятия свободы под другим совершенно обособлены друг от друга глубокой пропастью ... Понятие свободы ничего не определяет в отношении теоретического познания природы; понятие природы точно так же ничего не определяет в отношении практических законов свободы; и в этом смысле невозможно перекинуть мост от одной области к другой”.
Кант стремился обосновать связь и взаимодействие духовного и материального посредством своего учения о целесообразности. Он считал, что основания для человеческой деятельности хотя и лежат в мире сверхчувственном, действия людей происходят в мире явлений (так как человек — тоже явление), которые на основе приписываемой им целесообразности или содействуют, или препятствуют действиям человека, а в конечном итоге — его свободе.
Кант утверждал, что “действие согласно понятию свободы есть конечная цель, которая <...> должна существовать, для чего и предполагается условие возможности ее в природе (субъекта как чувственно воспринимаемого существа, а именно как человека).
То, что предполагает это условие a priori ... дает нам в понятии целесообразности природы посредствующее понятие между понятиями природы и понятием свободы, которое делает возможным переход от чистого теоретического [разума] к чистому практическому...”. Отсюда, согласно теории познания Канта, природа должна рассматриваться и теоретически, и телеологически. “Во всяком исследовании природы,— писал Кант,— ра-зум по праву взывает сначала к теории и лишь позднее к определению цели”. Дело в том, что научное познание, по Канту, может рассматривать природу лишь как “механический агрегат” причин и действий, причинно-следственных отношений ее явлений. Рассмотрение же природы с точки зрения ее целесообразности выходит за пределы научного познания и “допускает лишь телеологический, а никак не физикомеханический способ объяснения, по крайней мере для человеческого разума”.
Только творец природы, если бы он существовал, мог знать ее цели или определяющие основания всех ее процессов и действий. Но человеку ничего не известно о существовании их, и поэтому он не имеет никакого права усматривать в природе какие-либо внутренне присущие ей, имманентные цели.

Разместил: Немецкий философ Дата: 10.01.2011 Прочитано: 17613
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы