Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1316
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Сенсуализм Кампанеллы

В 1607 г. в письме к Антонио Кверенго Кампанелла разъяснял свой метод познания, противопоставляя его старой традиции: <Я больше узнаю из строения муравья или травинки (не говоря уж о восхитительном устройстве мира), чем из всех книг, какие были написаны от начала веков до сих пор, после того как научился философствовать и читать божественную книгу природы>

Новая картина мира, понятого из его собственных начал, требовала новой теории познания. Учение о способности к ощущению, разлитой во всей природе, позволяло вывести человеческое познание из свойств самой природы.
Органом человеческого познания является в натурфилософии Кампанеллы <жизненный дух>, <телесный и изменчивый>, состоящий <из тепла и тончайшей материи>(27, стр. 89, 94); <теплый, тонкий, способный к движению и ощущению> (26, стр. 328) жизненный дух, распространяясь по всему телу, и составляет собственно познающую <душу>> человека, заложенную в нем от природы и определяющую способность к познанию мира. Это определение было направлено против Аристотелева учения о душе-форме, нематериальной душе.

Главным средоточием души Кампанелла считает мозг, но из него она по нервам распространяется по всему телу (19, стр. 37).

С помощью органов чувств жизненный дух ощущает все предметы внешнего мира. При этом ни малейшего сомнения не вызывает у Кампанеллы факт реального существования внешнего мира - источника ощущений.

Всякое чувственное восприятие выводится Кампанеллой из соприкосновения. Не только осязание, но и вкус, и запах возбуждаются в органах чувств благодаря соприкосновению с ощущаемым предметом. Поэтому и зрительное ощущение он связывает с <прикосновением света от предмета с органами зрения>, и слуховое возбуждение объясняет передачей По воздуху раздражений от источника звука.

Органы чувств - это <пути и каналы, через которые чувственно воспринимаемые объекты вводятся в ощущающую душу> (19, стр. 45).

Различаясь по своему устройству и объекту восприятия, органы чувств тождественны в отношении самого процесса ощущения: <Существует одна ощущающая субстанция во всех органах чувств... но многие способы ощущения благодаря множественности объектов, и нет общего чувства, отличного от частных, но это один и тот же жизненный дух>, - Процесс познания Кампанелла выводит из ощущения. <Ощущение есть чувственное возбуждение, - писал он в книге <О способности вещей к ощущению>, - сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета. . . > (6, стр. 163). Выступая против учения томизма о том, что в процессе познания душа воспринимает форму предмета и уподобляется ощущаемому объекту, Кампанелла показывал, что душа не воспринимает сам предмет и его форму, но лишь испытывает воздействие от него. <Когда мы ощущаем какой-нибудь предмет, например видим камень, мы не воспринимаем всей его силы и формы. Ведь камень не может сам лишить себя своей собственной формы, и никто не в состоянии лишить его ее, но свет, рассеиваемый таким образом, что, исходя от окрашенной поверхности камня, он проникает в глаз, производит впечатление на душу, причем возбуждение исходит от поверхности камня, которой возбуждается и сам свет. Таким образом, душа ощущает не потому, что ею в самом деле воспринимается форма камня, ибо в таком случае возникал бы камень. Следовательно, - заключает Кампанелла, - ощущение происходит не благодаря восприятию, как полагает Аристотель, а благодаря изменению состояния>. <Ощущение есть возбуждение чувств и изменение состояния> (6, стр. 163).

Кампанелла отбрасывает схоластическое деление души по ее способностям на растительную, чувствующую душу и интеллект разум. Душа едина, ибо един составляющий ее жизненный дух. В одной душе происходит весь процесс познания - от непосредственного ощущения объекта до умозаключения и интеллектуального знания. <Мысль есть движение жизненного духа>, - писал Кампанелла в <Великом итоге> (26, стр. 182). <Одна и та же растительная и чувствующая душа>, - писал он в трактате <0 человеке> четвертой книге <Богословия> (43, стр. 24).
Все ступени познания: память, фантазия, рассуждение - <все они действие одного духа>. Рассуждает все та же <чувствующая душа> (43, стр. 28, 30).
Кампанелла отвергает противопоставление чувственного и рационального познания и сводит весь процесс познания к ощущению.
<Ощущение есть не только возбуждение, писал он в книге <О способности вещей к ощущению>, - но и выражаемое в понятии знание о предмете, вызывающем возбуждение, на основании производимого им возбуждения, и оно сопровождается столь быстро совершающимся процессом умозаключения, что этот процесс не замечается. Ведь суждение о целом огне по части тепла или света есть силлогизм> (6, стр. 164).

Ощущение вещей, сходных с уже пережитыми, вызывает сходное действие: вид моря и корабля может вызвать у человека ощущение морской болезни. Поэтому память Кампанелла определяет как предвосхищение ощущения. <Воспоминание же есть возбуждение его в подобном ему ощущении> (6, стр. 164).

Фантазия, воображение также связаны с ощущением: человек не может вообразить ничего, что не было как-то связано с предшествующим ощущением, и даже самые невероятные порождения человеческой фантазии являются пусть искаженным, но все же воспроизведением каких-то комбинаций реально воспринятых ощущений. <И сама душа, комбинируя впоследствии различные движения различных тел, соединяет вместе различные ощущаемые предметы или, разлагая одно и то же движение, создает какой угодно неполный или сложный образ, и притом по различным поводам: во сне такие образы возникают преимущественно произвольно. . . > (6, стр. 169).

Из ощущения Кампанелла выводит и рассуждение, дискурсивное знание. <Умозаключение же есть ощущение подобного в подобном, и, сколько в мире оказывается родов сходств или сущностей, или количества, или качества, или деятельности или возбуждения, или места, или положения, или причины, или фигуры, или цвета, столько же существует и умозаключений и силлогизмов... Итак, ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения, и суждение о предмете, вызывающем возбуждение> (6, стр. 164 165).
Разумное познание неотделимо от чувственного. <Разум же не отличается реально и в основании от ощущения и фантазии, но они суть действия одной и той же души>, - писал он в <Метафизике>. <Рассуждать - значит ощущать нечто не в нем самом, но в ему подобном. Всякое же дискурсивное знание возникает из предшествующего ощущения> (19, стр. 54 - 55).

Ощущение стоит выше дискурсивного знания, выше умозаключения. <Чувственное знание более достоверно, чем всякое иное наше знание, как интеллектуальное, так и дискурсивное, и чем память, - писал Кампанелла в книге <О способности вещей к ощущению>, потому что в них все сведения порождены чувством, и когда эти виды знания не обладают уверенностью, то они уточняются и исправляются на основе ощущения>. Более того, сами виды интеллектуального познания суть не что иное, как <слабое, отдаленное и утомленное ощущение> (24, стр. 143 - 144).

Само наличие доказательств в умозаключении, по мнению Кампанеллы, свидетельствует о его слабости по сравнению с ощущением: <Ощущение точно и не требует доказательств.
А доказательства приводятся из других точных ощущений> (24, стр. 146).
Интеллектуальное познание позволяет познать неизвестную вещь <через другую, подобную ей и известную ощущению>, писал Кампанелла в книге <О способности вещей к ощущению> (24, стр. 144). Отвлечением от частностей объяснял Кампанелла происхождение общих понятий. Они возникают <потому, что во множестве подобных вещей имеются вещи, общие им всем. Таким образом, духу через органы чувств представляются эти общие вещи, в которых они согласуются, и частные - в которых они расходятся, а потом в памяти остается общее сходство, ибо оно воспринималось множество раз во многих предметах> (26, стр. 471). <Когда душа ощущает многие предметы как сходные, поскольку они вызывают в ней сходные и даже одинаковые изменения, то она и воспринимает эти многие предметы как один, и дает всем им одно общее название> (6, стр. 170).

Универсалии - общие понятия - возникают в человеческом сознании как обобщение сходных признаков предметов, они возникают из частностей, более того, они <не что иное, как эти же частности, понятые по сходству как единое> (24, стр. 105). Непосредственное знание общих понятий невозможно, утверждает Кампанелла. <Если ты утверждаешь, что можно познать общее, не познав частного, то ты заблуждаешься, - писал он в <Метафизике>. - Разум не воспринимает объекты вовне, но лишь внутри, уже доставленные ощущением>. Поскольку <объект чувственного и рационального познания один, то, когда разум абстрагирует общее от частного, он сперва знает частное. Сначала частность воздействует на разум, а затем абстрагируется общее понятие> (19, стр. 55 - 56),

Вопреки схоластической традиции Кампанелла считает основой научного знания не знание общих понятий, универсалий, но знание частных предметов и свойств. Знание общего он сравнивает с неразвитым детским представлением: ведь именно маленький ребенок называет всех мужчин <папа> или <дядя> и лишь впоследствии начинает различать частное. Знание общего смутно и неопределенно: мы видим в отдалении черную точку, затем различаем предмет, затем понимаем, что движется что-то живое, затем видим, что это человек, и только вблизи узнаем Петра. Поэтому <величайшая глупость полагать, что наука заключается в знании общих понятий> (24, стр. 106). Напротив того, в знании частного - основа науки, и <истинно мудр тот, кто не только знает, что Петр человек, но знает и его частные свойства> (26, стр. 475).

Разместил: Философ Дата: 02.10.2013 Прочитано: 12140
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

03.10.2013 - Учение о магии Кампанеллы
17.09.2013 - Утопия и политика Кампанеллы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы