Интенция | Все о философии

20.01.2010 - ЭНОМАЙ из Гадары в Галилее (вероятно, нач. 3 в.)

Философ-киник, согласно Суде, был “немного старше Порфирия”.

Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именами Диогене Синайского, Кратета Фиванского и Мениппа. Возможно, тождествен упомянутому в Талмуде “Абнимусу”, другу равви Мейра (2 в.). Известен как автор полемического сочинения “Обличение обманщиков”, направленного против верований в оракулы и судьбу (обширные цитаты см. у Евсевия в “Приготовлении к Евангелию”).
Другие сочинения Эномая: “О Диогене”, “Кратет и другае киники”, “О философии Гомера”, “Государство” и “Трагедии”. В сохранившихся фрагментах своего главного произведения Эномай с обыкновенной для киников язвительностью, используя характерную для диатрибы форму диалога с воображаемым собеседником, высмеивает популярные верования в различные оракулы и опровергает попытки совместить понятия судьбы и свободы воли (имея в виду прежде всего платоников и стоиков). Подробно разбирая разнообразные примеры гаданий из древней и новейшей истории Греции, Эномай желает изобличить “глупость как тех, кто дает оракулы, так и тех, кто их спрашивает” (Ргаер. Eu. V 26). Сам он исходит из допущения свободы воли, понимая свободу как способность двигаться по своему собственному побуждению (VI 7,32—33). Существует определенная близость между стилем сочинений Эномая и Лукиана, а использование последним литературных приемов сатир Мениппа объясняется вероятным влиянием Эномая.
Фрагм.: Hanimerslaeill J. Die Orakelkritik des Kynikers Oenomaus. Fr./M., 1988; Антология кинизма, изд. И. M. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 244-269.
Лит.: Goulet-Calй M.-0., GoletR. (eds.) Le Cynisme ancien et ses prolongements. P., 1993, p. 399—418; Hammerstaedt J. Der Kyniker Oenomausvon Gadara, ANRWII 36,4,1990, p. 2834-2865, M. A. Солопова

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=263